вторник, 4 октября 2011 г.

Игра Lost Battles. Битва при Марафоне



  

У книголюбов и поклонников фентези есть человек, которого называют просто – Профессор. Это англичанин Толкин. Человек, заслуживший почёт и уважение, созданием и глубокой проработкой своего мира. У нас, варгеймеров, тоже есть свой Профессор – это Филипп Сабин Philip Sabin, тоже англичанин. Ему удалось создать и не менее глубоко проработать модель боевых столкновений античности. Причём, если многие дизайнеры идут от механики к игре, то главной задачей, которую ставил перед собой Сабин – это именно наибольшая реалистичность и историзм системы. Аналогия между Профессорами продолжается и дальше, при критике их творений. Например, «Сильмариллион» Толкина – это уже совсем не приключенческий роман, а настоящая историческая хроника, более интересная не рядовым читателям, а историкам. Так и правила Сабина – уже не столько игра, а именно симуляция битвы, оставляющая довольно небольшое место собственно решениям игрока. 
Взять хотя бы модификаторы, которые составляют практически половину правил (а то и больше!). Могу сказать по собственному опыту, что без их знания трудно задумывать какие-то тактические изыски. Для того, чтобы использовать правила в полной мере, нужно их знать практически наизусть, чтобы оценить риски и перспективы манёвров, более сложных, чем простая борьба «стенка на стенку».
Впрочем, от рецензии правил, возможно, поспешной и поверхностной, пора перейти к описанию событий, которыми она была вызвана.



Итак, в эту субботу, 1 октября я, благодаря Владиславу Зипунову и Илье Литсиосу, приобщился к игре Lost Battles. Вообще, правила существуют довольно давно, и не только для картонно-фишечного варианта, но и для миниатюр, но нам удалось опробовать последнее, делюксовое издание игры. 


К встрече я, естественно, готовился, прочитав предварительно правила, но ожидал игры с тревогой: большая часть правил – это описание условий применения различных модификаторов, и всевозможные исключения. К счастью, Владислав почти наизусть помнил большую часть правил и охотно объяснял важные тонкости игры.
За игровую сессию (что-то около 4 часов, не считая обеда и чая, сопровождаемых беседами) мы успели отыграть целых три сценария. 


Часть первая. Марафон

Начать решили  чего-то простого. Очень подошёл сценарий [b]Марафонская битва[/b]: ровное поле боя практически без элементов ландшафта, минимальное разнообразие войск (у греков – только гоплиты, у персов подавляющее большинство - лучники). Владислав сел играть за персов, мне достались греки.

Начальная диспозиция



Особо мудрить я не стал – развёл по одному отряду на фланги, чтобы прикрыть их от пехоты персов, а основные войска двинул в три центральные области поля. Цель я поставил себе достаточно простую – идти вперёд и атаковать. 


Владислав двинул всю группу войск на левом фланге и один отряд прикрытия на правом. Центр почему-то тоже остался с небольшим прикрытием, хотя он являлся ключевой зоной – при захвате его противником мораль армии падает быстрее, чем обычно. 


Мой левый фланг сбил вражеское прикрытие и продвинулся вперёд. 


Центр тоже захвачен. Конец моей фазы 2 хода. Надо сказать, что гоплиты – очень отчаянные, но неустойчивые товарищи. Например, некоторые результаты атаки предусматривают возможность нанести противнику дополнительный хит, нанося одновременно хит своему атакующему отряду. Так вот, если для обычной тяжёлой пехоты это опциональное правило, то для гоплитов обязательное. Кроме того, у них есть несколько дополнительных модификаторов (у нас большинство атак шло с модификатором +3). Как результат – большая часть атак бывает успешна, и битвы с участием гоплитов достаточно скоротечны. 


Ход 2, фаза персов. 
Владислав атакует и уничтожает своей конницей мой одинокий отряд гоплитов на левом фланге. Теперь у кавалерии есть возможность выхода в тыл и даже захвата моей ключевой зоны, после этого вся моя армия может побежать с поля боя. Но если мне эта возможность только лишь грозит, то персы уже потеряли свою ключевую область и потеря каждого из отрядов грозит привести к бегству всей армии.

Дело в том, что в игре важную, можно сказать, решающую роль играет мораль отрядов и армии в целом. Каждый раз, когда один из отрядов разбит, все части армии проходят проверку на мораль. На неё влияет много факторов – удалённость от разбитого отряда, наличие полководцев, соседство с войсками противника захват и потеря зон поля боя. Не обошлось без кубика – он даёт основу (от 1 до 3), к которому и применяются все модификаторы. Бросок 3 позволяет армии устоять даже в непростой ситуации, а вот единица грозит бегством всего войска, даже когда, казалось бы, никакого серьёзного повода для этого ещё и нет.


Мой наиболее мощный отряд (с командиром, на правом фланге) провёл удачную атаку, уничтожив часть вражеских отрядов. При проверки морали персы выбросили «1» и их армия рассыпалась, как карточный домик: Сначала сбежали все части из атакованной области, полководец, оставшийся один в области, тоже автоматически сбегает, Ну а после этого все остальные отряды получают штраф -2 к проверке морали (за разбитые 4 отряда и полководца). Единственный выживший отряд персов – кавалерия – был слишком далеко от событий и не поддался общей панике. Но что такое один отряд против целой армии? Греческие командиры вновь послали быстроногого воина сообщить афинянам о своей победе.

7 комментариев:

  1. А как двигаются отряды? клеток нет, линейки вроде не видно.

    ОтветитьУдалить
  2. А большие квадраты и есть клетки. Это масштаб так называемый "гранд-тактика", в нём не важны микро-перемещения, главное в каком квадрате и вместе с какими отрядами ты находишься.

    ОтветитьУдалить
  3. а какие размеры этих квадратов? ИНтересно знать, какую площадь занимает игра в действии =)

    ОтветитьУдалить
  4. Прошу прощения, был некоторое время разлучён с компом, а с мобильника комменты почему-то не добавляются.
    Размер квадрата 5 дюймов, то есть поле получается 20 на 25 дюймов, по нашему примерно 50х62,5 см.

    ОтветитьУдалить
  5. т.е.всего клеток несколько, но важно как в DBA какие отряды рядом (какие поддерживают)?

    Но я вижу что внутри больших квадратов отряды все же стоят по разному. т.е. как расположен отряд имеет значение?

    ОтветитьУдалить
  6. Я в DBA не играл, но говорят, что похоже. Здесь важно, находится ли по соседству противник, и какие отряды находятся в твоём квадрате. Это влияет на атаку и мораль.
    Внутри квадрата имеют значение две вещи - ориентация (она одинаковая у всех отрядов) и головной отряд (тот, который первым атакует и который первым получает хит, когда этот квадрат атакован противником).

    ОтветитьУдалить