вторник, 4 октября 2011 г.

Игра Lost Battles. Битва при Фарсале


Часть третья. Битва при Фарсале

Отчаявшийся выбросить при проверке морали что-то отличное от единички, Владислав уступил место Илье. На этот раз решили сыграть что-то более продолжительное и взяли не греков, а римлян, легионы которых гораздо устойчивее в бою.
Мне достался Помпей Великий. Величие его осталось, очевидно, в прошлом, поскольку в игре он полководец 2-го уровня, как и Марк Антоний. У Цезаря, к слову, 4-й уровень. За этих двух полководцев и взялся сыграть Илья.


Ситуация, как видим, почти равная. Резервного отряда легионеров, которые отразили атаку помпеянской конницы в реальности, здесь нет. Но преимущество Помпея не выглядит значительным: легионеров поровну, по 15 штук, причём у Цезаря все – ветераны, по силе и морали они не отличаются от обычных легионеров, но при форсированном движении совершают не удвоенное, а утроенное движение, то есть ими легче маневрировать. Против двух отрядов ветеранской конницы Цезаря у Помпея есть два отряда обычной конницы и два отряда новичков. Учитывая серьёзные бонусы Цезаря (высокая вероятность отмены хитов, влияние на мораль в соседних областях, удвоенный боевой модификатор), скорее, преимущество именно у него. Впрочем, для победы нужны не только талант, но зачастую и удача.



Ход 2, конец фазы Цезаря.
Ситуация отличается от сражений греков – хитов нанесено не так уж и много (отряды, атакующие неослабленных легионеров, имеют отрицательный бонус), три хита в центре Илье удаётся нанести только ценой двух хитов собственным легионам.


Ход 2, конец фазы Помпея.
В этот момент удача улыбнулась мне дважды: во-первых, я уничтожил кавалерию Цезаря, и моя конница получила возможность выйти в тыл его легионам (как и было в реальности). Во-вторых, я нанёс войскам под непосредственным руководством Цезаря два хита, которые Илья с подсказки Владислава решил отменить. Процедура проста, бросается два кубика, на 8-12 хит отменён, но на 2-3 полководец погибает. Первый раз Илья выбросил 4, во второй раз 3. Цезарь погиб в начале сражения от случайного пилума, пытаясь воодушевить свои легионы, понесшие первые потери. Эти два события – прорыв помпеянской конницы и гибель Цезаря по-отдельности тяжелы, но не смертельны. Однако вместе это уже почти поражение. Тем не менее Илья продолжил сражаться.


Ход 3, конец фаза Помпея.
В следующий ход Илья пытался нанести мне потери, но решительного успеха не добился нигде. Моя конница зашла в тыл легионерам Цезаря, но в атаках я тоже добился немногого, в центре из трёх ослабленных отрядов уничтожил только один, Илья бросил 6 на проверку морали и его армия устояла.


Ход 5
На следующий ход правый фланг цезарианцев не выдержал совместной атаки моей пехоты и кавалерии. За ним сбежал и слабый центр, держались только легионы Марка Антония. Моя атака нанесла им один или два хита и Илья снова вспомнил про возможность отмены хитов. Бросок – «2». Марк Антоний не в силах вынести уже очевидного поражения, бросается в гущу врагов и гибнет. Оставшиеся легионы узурпатора и врага Республики сдаются на милость отца народов и спасителя Отечества, Помпея Великого. На радостях Помпей решает усыновить одного из своих верных сторонников, Брута…


Вот такая получается система. Похожа на систему с положительной обратной связью, когда отклонение от точки равновесия провоцирует ещё большее отклонение. А ещё напоминает бокс, где каждый спортсмен пытается расшатать оборону другого, чтобы тот итоге посыпался. Вот только когда надо держаться через «немогу», когда надо приберечь силы, а когда вложиться до последнего, в боксе решают спортсмен и тренер, а здесь кубик. Мне кажется, здесь можно было бы ввести какие-то возможности влияния на результат броска. Например, добавление модификатора за счёт очков активации или каких-то других ресурсов или фиксированный модификатор, привязанный к номеру хода (чем дольше идёт битва, тем менее устойчивыми становятся армии).

Тем не менее, система отторжения не вызывает. Играть в неё достаточно интересно, есть желание попробовать сыграть ещё, уже не просто наступая в лоб и пытаясь выиграть на кубиках, но и осуществляя хитрые маневры. Хочется понять, как можно обеспечить себе наиболее благоприятные модификаторы, раз уж нет возможности влиять на бросок кубика морали напрямую. И ещё хочется посмотреть, как выглядят бои римлян с карфагенянами и с Пирром (слоны, слоны!), македонской фаланги с персами, ну и войны Диадохов, разумеется.

5 комментариев:

  1. Почитал отчеты. Спасибо, было интересно. Максим, есть вопросы по поводу системы: 1) не слишком ли она статично отражает сражение (я так понял, что бой в Тевтобургском лесу ею отыграть будет сложновато), 2) есть ли значение первоначального плана или все контекстно, 3) есть ли микроменджмет (смена построений отрядов, например).

    ОтветитьУдалить
  2. 1) на мой взгляд нет, вполне достаточно, чтобы отразить и обход и наступление/отход по полю боя.
    2) по-моему, есть, а как же. Остаться на холмах или спуститься вниз, пойти вперёд или остаться на месте, чтобы первым нанести удар - от подобных решений зависит ход всего сражения.
    3) этот масштаб называется гранд-тактика, так что построений в игре нет, есть только выбор головного отряда в клетке. Впрочем, игроку и без этого есть чем заняться - план планом, но противник вносит в него свои коррективы, приходится менять его на ходу.

    ОтветитьУдалить
  3. Мы играя совершенно забыли правило Fortune of Gods
    Это переходящий флажок позволяющий перекинуть кубик 1 раз.
    Перекинул кубик - отдал "Fortune of Gods" противнику. И так дальше.
    В этом случае Цезарь вряд-ли бы погиб.

    ОтветитьУдалить
  4. Хм, в "классическом переводе" Юры Ливинга с Поля Боя этого правила нет. Это из книги правил, которая в коробке?

    ОтветитьУдалить
  5. Классический перевод Ливинга он по твердому изданию книги.
    Потом были введены 3 изменения
    - Бросок на командные очки когда их осталось меньше 2х
    - Fortune of Gods
    - Новая система расчета победных очков

    ОтветитьУдалить