вторник, 20 декабря 2011 г.

The First World War. "Гибель империи".

В эту субботу, 17 снова сыграли в игру The First World War. И опять косвенно виновник я – никак не могу найти время, чтобы изучить правила Clash of Monarchs. Впрочем, TFWW тоже интересная игра, так что надеюсь, соперники на меня не сильно обижаются.

Историческая расстановка проводится в открытую. Какие тайны между соседями по европейскому дому?
На этот раз решили играть с изменёнными правилами: результат S на кубике трактовался как «1» вместо «0», а «4» превратилось в «2». Так мы пытались уменьшить рандом в боях. Капитуляция проводилась по предложенной мной схеме, в которой число бросаемых на капитуляцию кубиков зависит от полученных Очков Капитуляции.

Кроме того, я решил (и объявил соперникам), что буду использовать доп. правило на нейтральные Бельгию и Нидерланды. То есть, не буду атаковать на 1-м фронте до тех пор, пока там не атакуют германцы. Мне кажется, так получается более исторично, хотя наступление на 1-м фронте и позволило мне выиграть в прошлой игре, когда я, собрав мощную группировку под Кале, ударил через Антверпен по Германии.




Коротко о составах команд: Слава – Германия, Арсений – Австрия, Илья – Россия, я – Западные союзники, основа цивилизации и оплот миролюбия.

Кузен Никки (Илья) зачитывает ноту кузену Вилли (Слава)

Император Австро-Венгрии (Арсений). Весь в белом


Первый ход. Нестандартное начало.

Война началась с неоднозначной стратегической заготовки германского штаба – немцы вместо атаки через 1-й фронт, перебросили войска и ударили на 4-м, через горный массив Вогезы. Перемещение немецких армий было вовремя вскрыто, оборона усилена, и Германия потерпела поражение в атаке, потеряв одну из армий. В ответном контрнаступлении французы уничтожили ещё одну армию немцев. Начало складывалось не очень удачно для кайзера.

"Успехи англо-французскаго оружия на западномъ фронте
и русскихъ на востоке. Антанта бьетъ враговъ."
На фоне этих успехов русские провели наступление против австрийцев и захватили города Львов (в девичестве Лемберг) и Пржемышль – город, который легче взять, чем выговорить. После этого балканские союзники Антанты под управлением всё той же России взяли Белград и нацелились на Будапешт.

Ход завершился тем, что я набил очко капитуляции Германии всё на том же 4-м фронте, а Илья – Австрии на Балканах. Центральные державы могли утешиться лишь захватом Брюсселя, при котором была уничтожена мощная британская армия, равная по силе германским.

Конец первого хода. Германии и Австрии начисляется по 1 очку капитуляции. С 4-го фронта "напоминательный" кубик уже убран, с 10-го ещё нет.

Второй ход. На западном фронте без перемен.

Мы провели несколько взаимных атак с Германией, которые заканчивались разменом, либо поражением атакующих. Одним словом, теряли армии без реального результата. Помнится, я решил повторить победную атаку через Антверпен (Брюссель был взят, поэтому правило на нейтральные страны Бенилюкса уже не действовало), но на этот раз направление прикрывали аж три немецкие армии, так что британцы «умылись кровью». Дополнительным негативным фактором оказался боевой маркер, который я должен был применить в этой атаке (-1 к броску кубика). Возможно, мне стоило провести атаку какой-нибудь слабой армией на второстепенном направлении, чтобы иметь возможность провести затем мощную атаку без штрафов, но бесполезная атака в игре – это не только потеря армии, но и потеря впустую одного раунда действия, которых в игровом ходе всего четыре. Так или иначе, я рискнул и проиграл. Бывает.

Конец второго хода. Положение на фронтах почти не поменялось.
Затишье на западе позволило Германии провести наступление против русских: был взят Луцк. Тем самым немцы отодвинули угрозу от своих ресурсных городов и подошли вплотную к одному из ресурсных городов русских – Варшаве.

Основная моя ошибка в этот ход состояла в том, что я не смог набить Германии ещё одно очко капитуляции, хотя все города 4-го фронта были заняты мной полностью. Не хватило одной удачной атаки. Отвлечение на наступление под Антверпеном вкупе с вредоносным маркером сделали своё дело. Не иначе, как вездесущий майор Зепп смешал штабные карты союзников, всю колоду. Вот так частная неудача привела к глобальному неуспеху – Германия получила возможность сбросить одно очко капитуляции и тем самым восстановила свою моральную готовность к длительной войне. Прочное удержание позиций вернуло доверие и любовь народа кайзеру.

Начало третьего хода. Затишье перед бурей.

Третий ход. Германия наносит ответный удар.

Третий ход ознаменовался вступлением в войну Италии и открытием двух итальянских фронтов, на которых австрийцы обязаны держать хотя бы по одной армии, что наш старина-император пытался всячески проигнорировать.
Мой план на этот ход был прост: собрать две мощные группировки на 1-м и 4-м фронтах и набить Германии сразу два ОК. А если наступление поддержит и Россия, можно попытаться набить и больше. Похоже, что задумка Западных союзников была настолько очевидна, что германский штаб с лёгкостью разгадал её. И приготовил свой ответ.
Как рассказал потом Слава, он решил почти полностью оголить один из фронтов и сосредоточить максимальные силы на других.

И тем не менее, на первых порах я побеждал. 4-й фронт, который защищала всего одна германская армия, некоторое время держался, но в итоге был мной захвачен. Увы, это произошло не так быстро, как мне хотелось. Второй вытянутый тактический маркер со штрафом к атаке испортил мне обедню, фронт был захвачен медленнее, чем я ожидал и с большими потерями. На 1-м и 2-м фронтах немцы собрали мощные группировки, первая из них удачно защищалась, вновь уничтожив только что восстановленную британскую армию с силой 3, а вторая перемолола слабые войска союзников, прикрывавшие 2-й фронт, и захватила его полностью.

Это был очень неудачный для меня ход в военном отношении, за него я потерял 7 армий, то есть все мои атаки (кроме одной) заканчивались поражением или разменом, а все наступления противников были победоносны. Мне не удалась даже атака на итальянском фронте, наступление трёх итальянских армий против одной внезапно появившейся перед ними австрийской (Арсений при расстановке войск в начале хода забыл её туда поставить) захлебнулось, одна итальянская армия была уничтожена.

Для Центральных держав это, пожалуй, был лучший ход. Кайзер Слава, кроме побед на западе захватил у русских Варшаву, а острайх-император Арсений, используя переданную под его командование немецкую армию, как таран, полностью зачистил потерянный было на предыдущем ходу Балканский фронт (№10). Поддержи от России в борьбе против Германии я так и не получил: на германских фронтах русские исключительно оборонялись (солдаты на фронте поговаривают, что это, де, императрица-немка виновата), сосредоточив большую часть своих сил против Австрии. Илья, смирившись на время с потерей 10-го фронта (супротив немецкой армии не забалуешь) провёл наступление против австрийцев на 9-м фронте и вернул оставленный в прошлый ход Пржемышль.

В этот ход мы с Германией получили по ОК, и проверялись на сдачу. Я бросил нормально, а вот Слава опять подтвердил, что кубики его не любят. Для сдачи при одном полученном ОК нужно выбросить S на 4-х кубиках, Слава выбросил на трёх (вероятность такого броска 3,5%). Ещё чуть-чуть и игра могла закончиться.

Конец третьего хода. Черные дни союзнаго оружия.
У России и западных союзников по 4 ПО, у Австрии 6, у Германии 10! 

Четвёртый ход. Несбывшиеся надежды.

Больше половины моих армий была разбита (8 считая с британским экспедиционным корпусом, который восстанавливать должен тоже я, хотя командует им Россия), а восстановить я в состоянии только 4. Ни о каких грандиозных наступлениях я уже не думал, единственная наступательная операция, запланированная мной, была на 4-м фронте, где я рассчитывал вновь набить ОК Германии. На остальных фронтах дай бог удачной обороны.

Увы, надежды не сбылись. Очко капитуляции Германии я набил, но опять-таки ценой размена армий. Моя группировка на 1-м фронте была уничтожена, а весь фронт полностью захвачен немцами. Кроме того, австрийцы после побед на балканском фронте, перекинули немецкую армию, которая была в их распоряжении, на Итальянский ТВД, где та с неумолимостью катка прошлась по 6-му фронту и полностью его захватила, уничтожив две моих итальянских армии.

Россия, вернее, вступившая на этом ходу в войну и управляемая Россией Румыния провела на своём фронте решительное наступление, ввиду полного отсутствия на нём противника. Австрия, как уже говорилось, основную активность развила на Итальянском ТВД, а последним действием перебросила одну из армий на румынский фронт, чем предотвратила дальнейшее продвижение румын.

Итого, ход закончился двумя ОК для меня и одним для Германии. Проверку на сдачу мы оба прошли успешно.

Перспективы западных союзников довольно мутные. Как и фотография.

Пятый ход. Конец войне?

Пятый ход, очевидно, должен был оказаться последним. Что я имел к его началу? Три полностью потерянных фронта и один полностью мной захваченный. Десять разбитых армий с возможностью восстановить две из них. Три очка капитуляции, которые при сохранении status quo на карте превратятся к концу хода в шесть (а это почти равнозначно поражению).

План на последнюю, как я думал, кампанию был таков: 1-й и 2-й фронты сдаются германцам (я получаю 2 ОК), я стараюсь удержать 3-й и 4-й фронты. В Италии я провожу наступательную операцию с целью исправления положения на 6-м фронте (чтобы не получить шестое ОК).

К сожалению, я невнимательно отнёсся к расстановке и не заметил, что немецкая армия осталась в Италии. Цвета войск Австрии и Германии довольно похожи, их бывает трудно отличить. Когда германская фишка лежит сверху, ещё можно попытаться разобрать, но в этот раз германская армия лежала в середине стопки австрийских фишек, а я поленился её проверить, будучи уверенным, что немецкая армия будет переброшена на восток, чтобы провести наступление против русских. В этом случае, при условии моего практически неминуемого поражения у Австрии были все шансы одержать победу (ей достаточно было получить 2 ПО, чтобы обойти Германию по очкам). Однако немцы остались в Италии, и мои отборные британские и французские армии попали в мясорубку, из трёх армий уцелела лишь одна.

На Западе всё сложилось более-менее удачно, я успел набить одно ОК Германии на 4-м фронте, до того, как она успела перейти там в наступление. Немцы отвоевали Страсбург, но это был их единственный успех.

Решение Австрийцев не перебрасывать немецкую армию на восток им аукнулось – Илья собрал большую группировку на Балканском фронте и несколькими успешными наступлениями вернул ситуацию на нём к состоянию начала войны. Свой последний «гол престижа» в Австрийские ворота удалось забить и мне: на бездействовавшем всю войну 5-м фронте последняя итальянская армия успешно атаковала австрийцев. Из-за этого австрийцы потратили последнее действие на переброску новой армии на этот фронт.

Теперь я думаю, что возможно мне и не следовало там атаковать, так как это лишь отвлекло внимание австрийцев от России. Возможно, стоило попытаться вновь захватить Страсбург на 4-м фронте, предоставив две восточные империи друг другу.

Конец пятого хода. Проверка на капитуляцию. Что-то там на кубиках?
Итак, в конце хода нас с Германией ждала проверка на капитуляцию. Германия проигрывала, если бросала S на двух кубиках одновременно, я проигрывал, если выбрасывал S на любом из трёх кубиков. Первым, чтобы не тянуть резину, решил бросать я. Бросок! Четвёрка! Пронесло! Я почему-то думал, что выброшу S на первом же кубике, хотя вероятность этого всего 33%. Второй бросок! Тройка! Ага, просто так западные державы не сдаются! Третий бросок… Боюсь поднимать стаканчик с кубиком… Но надо, и я его поднимаю… Тройка! Западные державы перенесли два года поражений на трёх фронтах и продолжают войну!

Очередь проверяться Германии. Слава берёт два кубика, бросает их в стакан, трясёт и опрокидывает стакан на стол. В полной тишине поднимает стакан. Что там? Там S и S! Германская нация надорвалась в многолетней борьбе. Кайзер свергнут, фронты рушатся, немцы не хотят больше воевать. Власть захватывают радикалы, на руинах второго рейха возникает Германская Советская Социалистическая Република во главе с ПредСовМином Карлом Либнехтом.

Две буквы S ничего хорошего не означают.
Поскольку Германия проиграла, то проигравшей считается и Австрия. А из стран Антанты больше очков у России, поэтому Илья был объявлен победителем! Поразительная судьба у Германии, конечно. Если бы я капитулировал, а Слава нет, то победителем оказался бы он. Вот это движение по краю пропасти придаёт остроту и азарт игре.

Итоговые впечатления

Какие ощущения по результатам игры. Игра интересная и простая. Правила объясняются за 5 минут. Значительное место уделяется блефу, но требуется и стратегическое мышление. Умение выделять дальние и ближние цели, и распоряжаться ресурсами, как военными, так и временными.

Мои действия были слишком предсказуемы, поэтому Славе удалось меня переиграть, атаковав фронт, на котором я не смог оказать большого сопротивления. Илья, очевидно, не стремился таскать каштаны из огня для западных союзников и не атаковал на германских фронтах. Однако это позволило Славе собрать почти всю армию против меня, и наша с Ильёй коалиция чуть не проиграла. Нас спасли кубики. Арсений играл хорошо, пожалуй, лишь просмотрел момент, когда у Ильи на Балканском фронте появилась экспедиционная армия силой 3. Вот где пригодилась бы немецкая армия.

Теперь несколько слов по тем изменениям, что мы вносили в игру. Кубик получился слишком нерандомный. Всё-таки единицы на трёх гранях – это много, но терпимо, а вот четвёрку на кубике надо восстановить, без неё выиграть у противника при разнице сил -2 шансов выиграть нет никаких. А -2 это немецкая армия против русской или три немецких против двух французских. В общем, теперь очень сильно стали влиять эти соотношения на игру.
По проверке на капитуляцию. Мне бы хотелось сделать вариант, более близкий к тому, что задумал Рейсер. Может сделать так: набитые в разные ходы ОК не суммируются, а поглощаются. Скажем, если в первый ход какая-то держава получила 2 ОК, то если во второй ей набили 3 ОК, у неё становится не 5, а 3. Если набили 2, то остаётся 2, если набили меньше 2, то снижается на 1. А вероятность капитуляции надо увеличить, скажем, сдвинув текущую таблицу на 1-2 разряда.

Жаль, что мы сыграли всего одну игру. Всё-таки такую достаточно короткую и простую игру хочется сыграть хотя бы дважды за сессию. Что ж поделать, поздно начали и долго думали. И вообще, игра конечно хорошая, но пора и в серьёзные большие игры играть.

PS Меня не оставляет желание переделать её под, скажем, гражданскую войну в России. Основа движка настолько абстрактна, что подойдёт к любому конфликту, а «хрома» можно добиться различными спецправилами и модификаторами.

2 комментария:

  1. Отличный обзор! Русским, конечно, надо активнее атаковать немцев, но с тестировавшимся кубиком это было уж очень рискованно (модификатор -1) - я провёл неудачно одно контрнаступление из-под Варшавы и зарёкся. Решил изматывать немцев в оборонительных боях, когда они атаковали на австрийских фронтах, с помощью тактических маркеров, что не очень удалось: на Востоке погибла всего одна, насколько я помню, немецкая армия (кубик не ложился). В целом, достаточно разумная стратегия была атаковать австрийцев и заставлять немцев перебрасывать их армии с Запада для спасения австрияков, но у нас наоборот Арсений принёс себя в жертву союзнику: когда восточный фронт рушился, австрийцы проводили наступления в Италии.

    ОтветитьУдалить