суббота, 10 марта 2012 г.

Играем в No Peace Without Spain! - часть 1

Вчера сыграли с Владиславом в стратегический варгейм No Peace Without Spain! Игра очень понравилась как мне, так и ему, особенно, если учесть, что она вышла "общепримиряющей", поскольку доиграть до конца мы не успели и сошлись на ничьей. Причём мне очень повезло с Владиславом - он историк по образованию, к тому же недавно прочёл книгу про герцога Мальборо, пожалуй, лучшего полководца этой войны. Потому я с удовольствием слушал его исторические комментарии, касающиеся того, что происходило у нас на карте. Например, очень интересная была история про то, как в одном из сражений в Испании французов возглавлял англичанин, а союзников (в основном, англичан) - француз.



Надо сказать, что перед началом игры я волновался: по прочтению правил многие моменты казались нестандартными и поэтому неинтуитивными. Но как только стали играть, всё вошло в свою колею, и вопросов и сложностей с правилами почти не возникало (хотя, конечно, без ошибок с нашей стороны не обошлось).
Как обычно, стороны, за которые будем играть, определили броском кубиков. Владислав выбросил большее значение (три, а я бросил двоечку) и взял на себя командование войсками Бурбонов. Мне достался альянс "двунадесять языцех", основную часть которого составляли англичане, голландцы и австрийцы.

Начало игры

Поскольку денёк вчера выдался солнечный, некоторые фотки вышли не очень удачно, надеюсь вы меня простите. Вот стартовая расстановка:


Слева на западе Пиренейского полуострова испанцы удерживают Кадис. В северной Италии против друг друга стоят армии Евгения Савойского и Вандома. Севернее Франции, в Голландии можно видеть двухцветную фишку герцога Мальборо, который имеет наибольший тактический рейтинг в игре (3), правда, при условии, что он командует одновременно англичанами и голландцами. К слову, таких условий в правилах довольно много, но поскольку они достаточно однотипные, привыкнуть к ним не составляет труда. Остальные генералы тоже будут иметь штраф к рейтингу, если в их армии не окажется хотя бы корпуса их родной национальности.
Надо сказать, что в первый ход есть много спецправил, которые отражают реальный ход начала войны. Например, крепость Льеж имеет уровень не 2, а 1. Это вполне логично, поскольку армия Мальборо начала с того, что сняла осаду с голландского города Маастрихта и захватила расположенный неподалёку Льеж. У Бурбонов тоже есть свои бонусы в первый ход. Они могут в любой момент ввести в игру на своей стороне нейтральную Баварию, кроме того, две крепости, Трир и Ульм автоматически сдаются французам, стоит им лишь войти в их области. На следующем фото как раз можно увидеть результаты этих спецправил:


Бавария захватила Ульм, французы - Трир, Мальборо - Льеж. Историческую достоверность мы соблюли.

Второй ход
Ситуация на второй ход сложилась такая:


Самый главный результат, о котором ещё не было сказано - взятие англичанами Кадиса. Это значит, что они теперь контролируют Средиземное море. Французы всё ещё могут вернуть контроль над ним (с помощью тулонского флота), но только временно, в конце каждого хода контроль вновь переходит ко мне. Зачем тогда французам мучиться, спросите вы? А в этой игре всё очень взаимосвязано. Дело в том, что контроль над Средиземноморьем - это обязательное условие для проведения попытки антибурбонского восстания в Испании. причём, сначала проверяются условия на восстание, а уже потом контроль над морем возвращается Альянсу. Так что чем дольше французский флот будет сражаться (хоть он очень затратен для французов), тем дольше внук короля-Солнца удержится на испанском престоле.
Посмотрим поближе на один участок карты:

У нас сейчас самое начало хода - фаза Событий. Каждый игрок тянет по карте из специальной колоды и разыгрывает её. Да, в игре события выделены в отдельную колоду, которая не смешивается с колодой действий, как в большинстве CDG. В принципе, решение, имеющее право на жизнь, поскольку события довольно сильные, и если бы сразу несколько таких карт могло придти в руку, это сильно ломало бы игру. С другой стороны, почти все карты сразу обязательны для разыгрывания, и их действие не зависит от того, кто их вытянул. Вот на картинке сверху вы видите карту "Интриги в Версале". Её вытянул Владислав, но согласно тексту карты, игрок Альянса (то есть я) выбирает любого французского генерала и убирает его из игры на один ход. У игрока нет возможности сбросить её, потратив, скажем, карточку действия, или наоборот, активизировать, заплатив за это. Вот этой мини-игры, мини-торговли за полезные и вредные события, которая присутствует в Washington`s War и Unhappy King Charles, мне немного не хватает в NPWS.
Теперь настало время рассказать о боевых действиях. Основные события этого и следующего ходов развернулись в Италии и Австрии: 


На второй ход мы наконец решились на первое серьёзное сражение. Вообще, бои в этой игре довольно непредсказуемы. Но дело тут не в самой боевой системе, она часто встречается в других играх и называется "ведро кубиков". Дело ещё в другом: в этой игре армия может уклониться от боя, если находится на своей территории, и для этого не надо проходить никаких проверок (что обычно бывает в других играх). Получается, что заставить сражаться заведомо более слабого противника очень непросто, поэтому сражения как правило происходят между равными армиями, ну скажем, 10 на 12 кубиков. А тут уж как повезёт. В этот раз Фортуна баталий была на стороне Бурбонов, по крайней мере первую половину игры. Свой первый успешный бой я провёл за пару ходов до конца игры, причём это был герцог Мальборо, обеспечивший мне полуторное превосходство в кубиках (12 против 8). 
Ну вот, интригу я уже совсем раскрыл... Да, на второй ход произошло сражение под Мантуей, в котором принц Евгений Савойский потерпел очень сильное поражение. Но "Великой победы" французы добиться не смогли, для этого надо нанести противнику 5 хитов, а в армии принца было 4 корпуса, и тут сыграла роль ещё одна особенность боёв - нельзя нанести хитов больше, чем есть отрядов в армии. Итак, Евгений проиграл сражение (хотя бросал больше кубиков, чем противник), и его деморализованная армия ушла сквозь теснины в австрийские Альпы. совершено разумно предположив, что преследовать австрийцев бесполезно (на своей территории Евгений просто уклонился бы от боя), французская армия приступила к осаде Мантуи (в которой австрийцы предусмотрительно оставили сильный гарнизон).
Следующая иллюстрация роковых событий:


Мантуя выдержала уже два штурма (это видно по маркеру с цифрой +2) и находится на грани сдачи - уровень укреплений крепости упал до нуля (тоже видно по маркеру), а гарнизон уже наполовину обескровлен. Достаточно нанести один хит - и Мантуя сдастся Бурбонам. Кстати, гарнизон при этом не будет полностью уничтожен! В игре есть ещё одно интересное и необычное правило: поскольку дела у нас происходят в галантный век, все взятия крепостей завершаются почётной капитуляцией гарнизона - обескровленный корпус отступает из крепости в соседнюю дружественную область. Всё-таки мне нравится эта игра!
Однако вернёмся к картинке, поглядите - французская армия "С" в Линце, в одном переходе от Вены! Правда, чтобы придти под стены австрийской столицы, надо сначала захватить Линц. Но это очень слабая крепость, а австрийцы не позаботились укрепить её гарнизоном. Надежда лишь на плохие броски кубиков. Кстати, если Фортуна Баталий благоволила Владиславу, то Фортуна Осад его явно не взлюбила - французы с завидной частотой бросали единицы при штурме крепостей. Впрочем, не каждый раз, поэтому к концу второго хода ситуация на итальянско-австрийском ТВД приняла следующий вид:


Мантуя и Линц взяты французами! Один переход до Вены, взятие которой означает автоматическую победу короля Людовика XIV. Принц Евгений со своей деморализованной и обескровленной армией не в состоянии противостоять этой угрозе... Неизбежно и неумолимо приближался третий ход игры, грозящий стать последним...

продолжение следует


Комментариев нет:

Отправить комментарий