воскресенье, 27 мая 2012 г.

Просто Maria

Недавно получил на свой юбилей (ведь 35 - это юбилей?) в подарок игру Maria (спасибо, Илья!). Это очень интересная и необычная игра. Удивительная смесь откровенной абстрактности в нектоторых элементах  и историчности. Нам удалось попробовать эту смесь не далее как вчера.



Посвящена она практически неизвестной у нас (да и в Европе, пожалуй, тоже) войне за Австрийское наследство. Как раз в то время, когда в России свергали Бирона и возводили на престол дочку Петра, Елизавету, в Европе просвещённые монархии пытались оттяпать себе кусок от Австрийской империи, император которой недавно скончался. Его дочку, императрицу Марию Терезию, девицу 23 лет никто не рассматривал, как серьёзного противника.
О своих претензиях на австрийский престол заявили курфюрсты Баварии и Саксонии, король Испании. Франция желала общего ослабления Австрии, а также захватить австрийские владения в Нидерландах, прусский король Фридрих II хотел присоединить к своему королевству Силезию. К счастью для Марии, мировая политическая мысль того времени уже додумалась до концепции «равновесия сил», и на её стороне выступили Англия и Голландия, снабдившие Австрию не только деньгами, но и солдатами: сам английский король Георг II возглавил «Прагматическую армию», собранную в Нидерландах. В общем, каждый хотел что-то урвать или не дать урвать чего-то другому.
Исторический экскурс закончили, теперь поговорим о самой игре.




Maria – игра очень необычная в том числе и тем, что рассчитана она на трёх игроков. Вообще, это случай нестандартный для варгеймов, которые чаще всего предназначены для игры один на один. Но разработчик посчитал, что эта война как раз подходит для троих: один игрок играет за Австрию, второй – за Францию, третий – за Пруссию и Прагматическую армию. Вообще-то в войне это были противоборствующие армии, но поскольку действовали они на разных ТВД, то столкновения «своих» со «своими» у игрока не получится. Игровое поле разделено на две части: на западной прусский игрок воюет против Франции силами Прагматической армии, а на восточной он совместно с Францией атакует Австрию. Автор игры в шутку говорит, что прусскому игроку не помешает лёгкая «шизофреничность».

Итак, в эту субботу Илья, Павел и я собрались чтобы пообщаться, попить чаю, поговорить и сыграть втроём в эту замечательную игру. Павел сел играть за Францию, Илье досталась заглавная роль Марии-Терезии, а я стал Георгом&Фридрихом.


В роли Марии Терезии - Илья Литсиос

В роли Людовика XV - Павел Теплов

В роли Фридриха II - Максим Богатов

Распределив роли и подкрепившись чайком, мы приступили к дележу Европы. Вот начальная расстановка:




Белые фишки – Австрия, синие – Пруссия, красные – Франция, серые – Прагматическая армия. Зелёные и оранжевые – политические «легковесы», Саксония и Бавария. Круглые деревянные фишки - это армии, квадратные - обозы снабжения. Без еды армии не воюют (мы тоже).
На переднем плане – четыре колоды карт действий, похожи на обычные игральные колоды (к слову, карты очень красивые) – в каждой 4 стандартные масти и номиналы от 2 до 10. А на ещё более переднем плане – небольшие колоды политических событий для каждого года игры. Вокруг в живописном беспорядке раскиданы правила, памятки игроков и листы для записи численности армий.

Игра


Военные действия начались с нашего совместного вторжения в Австрию. Вернее, я вторгся только силами Саксонии, а армии Пруссии начали захват Силезии: 




Павел же повёл в наступление совместную Франко-баварскую армию. Вернее, Баварско-французскую, поскольку командует в армии генерал с наивысшим рангом. А в Баварии генерал один – сам курфюрст, поэтому большинство французских полководцев вынуждены ему подчиняться.





Мои дела складывались сравнительно неплохо. Я, к сожалению, не угадал распределение сил в австрийских армиях (это секретная информация в игре, численность армий вскрывается только во время боя), так что против моего слабого Шверина (сила 4), оказалась полнокровная армия (сила 8 – максимум для армии с одним генералом). Я проиграл сражение в Силезии, и её захват приостановился.

Надо сказать, что в игре очень интересно сделан захват крепостей. для этого нужно, чтобы в пределах 3 переходов от крепости не было вражеских армий. поэтому я сколько угодно мог ходить по Силезии, но пока там же стояла австрийская армия, которую я не был в состоянии победить и отбросить, крепости сохраняли свою верность Австрии.

Зато мой Фридрих, вторгшийся с полноценной армией в саму Австрию, ослабленный заслон, подобный моему шверинскому, и поэтому достаточно легко оккупировал всю северную Австрию:





Французы под командованием баварского курфюрста тем временем дошли до Вены, где стояла сдвоенная австрийская армия. Произошло грандиозное сражение, стоившее обеим сторонам кучи карт и закончившееся нулевым результатом.




Причём тут карты? Объясняю. Карты это основной боевой ресурс. Когда происходит бой, вы сравниваете численность армий и добавляете к ней карты, которые есть у вас на руках. Но карты только той масти, в области с символом которой стоит ваша армия. Поскольку в этой игре сражение происходит, когда армии стоят не в одной области, а в соседних областях, может получиться, что вы играете карты одной масти, а противник другой. Собственно, умение атаковать противника с выгодной для вас позиции и есть проявление оперативного искусства в игре.

Итак, сражение закончилось вничью, обнаружив при этом ещё одну изюминку игры. Здесь лучше не давать сражения «до последней капли крови», то есть до последней карты. Баварско-французская армия осталась после сражения в «бубновой» области без бубновых карт, а австрийцы, которые сражались червовыми картами, в свой ход вошли в «бубновую» область и атаковали противника с помощью нерастраченных «бубей». Баварско-французская армия проиграла, потеряла 8 из 13 очков силы и была вынуждена отступить на 8 областей.
  



Тут произошёл эпизод, вызвавший наше большое недоумение. Дело в том, что отступающей армией управляет игрок победитель. Практически единственное условие, которое он должен выполнить, это чтобы отступившая армия оказалась как можно дальше от победившей. И поэтому Илья двинул остатки Баварской армии не в сторону Баварии, куда, по идее, она должна была бежать после разгрома, а в прямо противоположную сторону, мимо Вены, чуть ли не в Венгрию. Павел был очень недоволен. Действительно, сложно представить, чтобы армия отступала в противоположную сторону и от родных земель, и от своих обозов. В общем, это правило вызвало у нас самые большие претензии.




Итак, дела у Австрии на юге шли достаточно хорошо, на севере, в Силезии они по-прежнему били Шверина, который к тому же оказался без снабжения. Проблема была лишь в центре, где Фридрих уничтожил австрийскую армию. Правда, после победы австрийцев под Веной было ясно, что теперь мощная армия (сила 13) двинется на прусского короля. Поэтому я двинул Фридриха обратно на север. Да и Шверину надо было помочь, он явно проигрывал борьбу в Силезии.
У меня была хорошая рука из «червей» и «трефов», А австрийская армия в Силезии стояла в «пиковой» области, но на границе с «червами». Состоялся бой, который я надеялся выиграть, но у Ильи оказалась очень хорошая «пиковая» рука, в том числе, карта Резерва, которая позволила ему проиграть с минимальным счётом.

В свой ход Илья решил пойти ва-банк и атаковал Фридриха «на червях», однако для этого ему пришлось поставить свою армию между двух прусских. Фридриха он победил (прусский король потерял три очка силы из восьми), заработав одно победное очко.
Но бои в этой игре обязательны, и ему предстоял бой со второй моей армией, которая стояла на «трефах», а трефов у меня была полная рука… В общем, этот бой я выиграл и отбросил австрийскую армию подальше от австрийских крепостей.





Поскольку бои эти состоялись в ход Австрии, в свой ход мне оставалось лишь захватить близлежащий крепости, с помощью которых я набрал необходимые для победы очки.




Фландрия


Я прошу прощения, что не описал события на второй половине карты, во Фландрии. Там активность была гораздо меньше. Вначале Прагматическая армия захватила электоральные города, затем сдала их Франции, чтобы не дать ставленнику Австрии выиграть выборы императора Священной Римской Империи. Австрия и Франция захватили друг у друга по одной крепости. Вот, в общем, и всё.






Политика


Кроме того, я не рассказал о политической части игры. Вообще, играть можно и без неё, есть такой вариант. Но мы играли по расширенной версии правил, и в начале каждого хода у нас происходил аукцион за два политических события. Для аукциона использовались те же карты с руки. Выигравший решет, играть событие или сбросить его не играя, поэтому есть смысл бороться не только за полезные, но и за неблагоприятные события. Кроме того, допускается договариваться с другими игроками о розыгрыше/сбросе карт событий. Можно подкупить игрока субсидиями (отдать одну из своих карт) или обещать отвести свои войска, чтобы он мог беспрепятственно взять крепость. В общем, дипломатия играет в этой игре не последнюю роль. Но откровенный обман не допускается: по правилам, договорённость должна быть выполнена, если есть возможность.

Кстати, возвращаясь к политике: после поражения Фридриха в бою Пруссия лишилась одного победного очка, а это приводит к сдвигу политического маркера Саксонии, что мы забыли сделать. Похоже, в этот момент Саксония должна была стать нейтральной. Правда, на общий результат игры это вроде бы не оказывало влияния. Но тем не менее, в будущем постараюсь об этом не забывать.



Итоги


В целом игра оставила самые положительные впечатления. Уникальная нестандартная игра, непохожая на классические варгеймы, и вместе с тем не евро-абстракция. Чем-то напоминает игру Sekigahara, которая мне тоже понравилась. Вообще, я очень рад что появляются новые авторы с новыми оригинальными подходами к варгеймам. Что вместо того, чтобы играть очередной модуль какой-нибудь серии игр, можно ощутить дыхание новых идей и новых эпох.  Ведь о войне за австрийское наследство я, можно сказать, узнал именно благодаря этой игре! 

Очень хочется сыграть в "Марию" ещё, потому что теперь мы более-менее разобрались в правилах и победа будет в меньшей степени зависеть от того, что кто-то лучше запомнил правила, а кто-то хуже.
Я, например, до сих пор не очень понял, как лучше играть карты в бою, играть сначала мелкие или сразу крупные. Но это всё станет ясно со временем.
Про претензию по поводу странных отступлений я уже говорил. Не знаю, что с этим делать, возможно, придумаем какой-то «хоумрул».
Вообще, автор рекомендует пару раз сыграть по упрощённой схеме, без политики и на одной половине карты, чтобы освоиться с боевой системой. Я тоже это всем советую, но думаю, что нашу первую игру можно назвать удачным опытом и мы готовы к дальнейшим битвам «с полным погружением».

А ещё я, вопреки шутке автора, так и не ощутил себя «шизофреником». Прагматической армией я почти не воевал, потому что её пассивность была выгодна Пруссии, так что её поведение ложилось в нормальную логику. Мне кажется, если бы Прагматической армией управлял отдельный австрийский игрок или вообще четвёртый человек, то на западном ТВД действия были не менее активные, чем на восточном.
Возможно, я и ошибаюсь, после первой игры трудно объективно судить об игре. Возможно, мои претензии сродни тем, которые выдвигают новички системе C&C:A (отсутствие флангов, неменяющаяся боевая сила у отрядов). Но, по крайней мере, в пользу моего мнения говорит то, что в варианте игры для двоих игроков один управляет Францией и Пруссией, а второй - Австрией и Прагматической армией. В общем, надеюсь, следующие игровые сессии прояснят ситуацию. А следующим играм определённо - быть!






2 комментария:

  1. Я так думаю, автор придумал "шизофреника", чтобы каждый игрок был "сам за себя". При всех предложенных раскладах получается две стороны, будь то один на один, двое на одного или два на два.

    ОтветитьУдалить
  2. Автор - любитель нестандартных решений. В его предыдущей игре "Friedrich" трое игроков играли против одного, собственно, Фридриха.

    ОтветитьУдалить