суббота, 1 декабря 2012 г.

Leuthen: мелочь, а приятно


В тот день, когда мы с Ильёй сразились в Ньюпорт, о котором я написал в одной из предыдущих статей, у нас оставалось ещё несколько часов, и мы решили сыграть в Leuthen от VPG.



Эта игра воспроизводит одно из самых знаменитых сражений прусского короля Фридриха II. К этой игре мы не готовились. Правда, я прочитал правила, когда купил игру, но было это довольно давно. Поэтому около получаса ушло на ознакомление с правилами.

Илья - Фридрих: "Donnerwetter! Инструкция по управлению прусской армией - на английском языке!
Куда катится мир?!"

Сама по себе игра довольно простая. У обоих игроков примерно по 15 фишек, но у австрийцев из них реальных отрядов 12, а у пруссаков всего 8. Остальные фишки – ложные. Игроки расставляются вскрытую, и это основная интрига игры.


Начальная расстановка: синие - пруссаки, жёлтые - австрийцы



У Фридриха не так много войск, но его отряды более сильные и выносливые. Он не может распылять войска по всему фронту, его задача – выбрать направление главного удара и сконцентрировать свои отряды на нём, тогда у него есть высокие шансы на успех. У австрийцев отрядов больше, но они менее устойчивые. Задача австрийцев – угадать направление главного удара Фридриха и по возможности выдержать этот удар (если ни одна из сторон не захватывает победных областей противника, победителем считается Австрия).

Есть какая-то суворовская "сумасшедшинка" во взгляде "Старого Фрица"



В остальном – это почти классический варгейм, у отрядов есть показатели боевой силы и движения. Очков здоровья у отрядов нет, их заменяет состояние отряда: он может быть боеготовый (то есть, нормальный), расстроенный или бегущий. Основные результаты боя – это отступление и проверка морали. Мораль играет большую роль в игре – чем она выше, тем дольше отряд сохраняет свою боеготовность. Интересно, что отряд, однажды проваливший проверку морали, уже никогда не сможет стать боеготовым, его лучшее состояние теперь – расстроенный. На мой взгляд, это правильно – на поле боя практически невозможно восстановить бегущий отряд до исходного предбоевого состояния – часть офицеров убита, часть солдат сбежала, часть артиллерии потеряна, да и психика людей, только что убежавших от противника, оставляет желать лучшего ("Я контуженный! Я что угодно могу тебе сделать, мне ничего не будет!").
Помимо морали каждого отряда, есть общая мораль корпусов. В каждой армии по традиции века Просвещения, стремящегося к упорядочению всего и вся, ровно три корпуса. У каждого из корпусов есть свой уровень морали, который уменьшается, когда любой отряд этого корпуса бежит. Если мораль корпуса падает до 0, то наступает коллапс – все расстроенные и бегущие отряды корпуса уничтожаются, а боеготовые становятся расстроенными. Больше того, все остальные корпуса тоже теряют по очку морали, и если их мораль при этом падает до нуля, тоже разбегаются – такая цепная реакция. Нечто подобное можно видеть в системе Lost Battles.



Фишки прямоугольные, что позволяет воспроизвести на игровом поле линейное построение армий, характерное для той эпохи. Однако правил, отражающих специфику линейной тактики, я в игре не нашёл. Например, боевой бонус отряды получают не от соседних по линии отрядов, а от отрядов с артиллерией, даже если они стоят сзади и не примыкают к противнику. Да, есть бонус за атаку во фланг, но поскольку движение из одной вражеской зоны контроля в другую запрещено, выгодней прикрывать фланги отряда не другими отрядами (из-за чего, собственно, и получается линия), а их зонами контроля, то есть выстраивать хитрую ломаную кривую. Интересная особенность игры - отряды могут ориентироваться на угол (при движении) и на сторону гекса (когда стоят на месте). Благодаря этому отряд в обороне держит под обстрелом большую территорию, чем на марше. Очень оригинальная идея, нигде такого не встречал!



Для оживления в игру добавлены карточки, они действуют обычным образом: либо дают бонусы вам (например, дополнительное очко силы в бою или дополнительное очко движения) либо налагают штраф на противника (то же самое, только наоборот).
Не скажу, что карточки очень сильно оживляют игру. Я играл за Австрию, а у австрийцев размер руки всего две карты, и большая часть ушла просто в сброс, поскольку бонусы на картах не совпадали с текущими событиями на игровом поле. Но определённую неопределённость (простите за каламбур) они всё-таки вносят в игру.

Репортаж с поля боя


Итак, пруссаки наступают, Фридриху нужна победа, его задача – заставить австрийцев отступить и захватить их область снабжения. До неё всего лишь четыре гекса. Удастся ли?


Первые победы армии Фридриха: одна из австрийских дивизий, прикрывавшая Лейтен, отброшена. В результате пруссаки оказываются в тылу дивизии Дарберга, который закрепился на холме.  Другая дивизия австрийцев была сбита с высоты, но взобравшиеся на неё пруссаки были выбиты ответной атакой противника.



Выбитой с высоты дивизии Фердинанда не видно, но она не уничтожена, а убежала за реку.



Удача улыбается войскам принца Карла: Фридрих отброшен от Лейтена и холмы вновь заняты! Австрийцы восстанавливают исходную позицию. На радостях я забываю развернуть дивизию Дарберга, и её ждёт атака во фланг и тыл на следующий ход.


Знаменитый косой строй Фридриха. Дарберг, к счастью, лишь отступил, сохранив боеспособность (пруссакам не повезло на кубиках), а вот мощная дивизия из корпуса генерал-фельдмаршала Хёлля бежала аж до области снабжения, потеряв при этом всю артиллерию (она видна внизу, с оранжевым маркером).
Кавалерия на левом фланге сдерживает прусскую конницу (за атаку через реку полагается штраф) и ослабленный отряд, но австрийцев слишком мало! Войска из центра потихоньку подходят, но большая часть линии остаётся неподвижной. А зря, 7 из 8 прусских отрядов уже вскрыты, надо срочно перебрасывать подкрепления на левый фланг.



Мощный удар пруссаков разбивает тонкую белую линию противника. Фридрих захватывает Лейтен, дивизия Ретцова закрепляется на господствующих холмах. Пятый ход, дивизия Беверна атакует расстроенную австрийскую дивизию в болоте. При удачном исходе следующим ходом они смогут атаковать и захватить область снабжения! К счастью, в этой игре обороняться в болоте выгодней, чем в чистом поле.



За атаку в болота у пруссаков штраф, а у австрийцев есть поддержка артиллерии от соседней дивизии. Неудачный бросок кубика довершает дело - австрийцы выстояли!



Австрийцы идут в контр-атаку, дивизия неудачливого Беверна разбита и бежит. У пруссаков не остаётся шансов захватить австрийскую область снабжения, а вот австрийский отряд (в правом верхнем углу картинки) дошёл до прусской области. Фридрих понимает, что разбить противника на этот раз ему не удалось и командует трубить общее отступление.

Размышления в кресле


Собой, как полководцем, я не совсем доволен. Инициатива была определённо у Фридриха, с этим не поспоришь, но я мог бы более отвечать на его действия более оперативно. Правый фланг австрийцев долго стоял без движения, хотя напротив него вовсе не было вражеских войск. Мне следовало бы побыстрее подтянуть эти отряды к основному месту событий, на левый фланг, возможно, даже выйти в тыл пруссакам. К сожалению, я до этого не додумался, всё внимание было уделено изучению и освоению боевой системы. Но, тем не менее, мои войска к концу игры передвинулись на левый фланг, позволив создать сплошную линию обороны и не дав противнику одержать победу.
Впрочем, Илья сделал всё, что мог – он собрал три самые сильные фишки в один кулак, получилась такая мощная всё пробивающая колонна, которая поддерживала друг друга, давая дополнительные бонусы и в атаке, и в обороне. Но ему очень не везло на кубике, и зачастую казалось бы всесокрушающие атаки заканчивались ничем.

В целом, игра понравилась, не вызвав ни сильного восторга, ни явного отторжения. Она определённо оригинальна, в ней есть изюминки, ради которых хочется разложить её на столе ещё раз. Во-первых, это, конечно же, секретное выставление войск. Это интересно, надо угадывать замысел противника, а затем его раскрывать и предотвращать.
Во-вторых, довольно простая боевая система, вместе с тем заставляющая подумать, чтобы с выгодой использовать все преимущества войск. В общем, довольно простая но, на мой вкус несколько излишне абстрактная игра, в которую спокойно можно сыграть вечером за пару часов. Достойная альтернатива играм серии Napoleonic 20 от этой же фирмы. Да и выглядит она явно посвежее, чем очередное переиздание Battle for Moscow от того же автора.

2 комментария:

  1. Заинтересовала игра. Попробуем её в Зунтзу. Отпишусь о впечатлениях:)
    Leks.

    ОтветитьУдалить
  2. Буду ждать! Интересно мнение других варгеймеров. А про модуль не знал, спасибо.

    ОтветитьУдалить