воскресенье, 13 января 2013 г.

Мешок варгеймов. Часть вторая

Вторая посылка была более объёмная и увесистая и в рождественский подарочный носок точно не уместилась бы, а вот под ёлку - в самый раз. Впрочем, наша домашняя ёлочка сама размером c посылку, так что легче оказалось поставить ёлку на подарок. Посылка заказывалась в магазине Wargamedepot, в ней были игры от разных издателей:


На первом плане - мой новогодний подарок себе, игра Kingdom of Heaven. Она произвела фурор в российском варгеймерском сообществе в прошлом году. Ну, может и не фурор, правильнее было бы сказать, что у нас к ней отнеслись c большим энтузиазмом. Во всяком случае, я о ней слышал только положительные и подчас восторженные отзывы. Игра действительно очень интересная, стратегия c карточным движком, охватывающая практически все крестовые походы, со всякими вкусными "фишками": дипломатией, подробно отыгрываемыми осадами, монгольским нашествием.


Те самые карты,  на которых основан "движок"

 Конечно, идеальных игр не бывает, и в KoH есть свои проблемы. Например, говорят, что иногда в конце хода на руках остаются карты, которые уже никуда не применить, и приходится их просто сбрасывать. Но я всё равно очень рад приобретению, мне нравится, когда дизайнер в стандартную механику добавляет что-то своё,  и особенно когда это "своё" помогает воссоздать особенности отыгрываемой эпохи. А c этим то в Kingdom of Heaven всё в порядке!

Вторая игра - это Clash of Giants II от фирмы GMT Games. По названию можно догадаться, что продолжение серии Clash of Giants, посвящённой сражениям Первой мировой войны. Игра вышла в 2006-м году, ни новинкой, ни хитом назвать её нельзя, но уже одно имя Теда Рейсера на коробке заставляет приглядеться к ней повнимательней. Тем более, что я не просто приглядывался, поскольку уже играл в неё, и она мне запомнилась. В этой игре есть стремление к неопределённости, которая, я убеждён, должна присутствовать в варгеймах, поскольку на войне не всегда, вернее, почти никогда ничего не идёт точно по плану. А здесь во-первых, активация армий по маркерам: вы не можете знать, когда будут двигаться ваши войска, а когда войска противника. А во-вторых, вы даже не знаете, насколько далеко они смогут ходить, поскольку это выясняется только после их активации! Боевая система тоже необычна и ориентирована не на количество участвующих в бою войск, а на их качество.

Счётчики хода и победных очков. По бокам видны таблицы, по которым определяется,
как далеко могут двигаться активизированные армии.

Прибавьте к этому два сражения в одной коробке (как в Danube 20, про которую я писал в прошлой статье), одно из которых - Галицийская битва, в которой российские войска одержали крупную победу, а второе, Ипр, использует небольшое число фишек, так что играть в него можно с любым новичком. В общем, я считаю, что эта игра - хорошее пополнение моей коллекции.

Дальше идёт, вернее, лежит игра Axis Empires: Dai Senso! - стратегическая игра про Вторую мировую войну на тихом океане. Как и в предыдущей игре этой серии, Totaler Krieg, здесь можно не просто воевать по заданным направлениям, но и самому определять политику стран. Игрок за Японию, например, может сам выбирать, по кому он будет наносить свой удар, по Китаю, США, СССР или колониям Великобритании. Игра начинается в 1937 году, ни одна из сторон ещё не сделала непоправимых шагов, так что всё можно изменить и всё переиграть. Кроме одного - нас ждёт в итоге тотальная война, по японски Dai Senso! Особенность игры в том, что она может быть объединена c Totaler Krieg, и тогда у вас получится игра охватывающая почти весь мир.

Вот так выглядят две игры вместе.

Вопрос в том, найдётся ли у вас стол, чтобы разложить на нём обе карты.


Остальные две игры тоже куплены не для себя, хотя они есть в моей коллекции. Одна из них достаточно известна, это No Retreat: The Russian Front, которая стала весьма заметной новинкой среди множества других "Барбаросс" и заслуженно считается лучшей игрой последнего времени по восточному фронту. Желающие познакомиться c ней поближе могут почитать мой отчёт.
Другая - Warriors of God. Это тоже популярная игра, в 2008 году выиграла премию Чарлза Робертса в номинации "Лучшая игра эпохи до ВМВ". WoG - пример варгейма в котором уклон сделан в сторону большей играбельности, чем историчности, поэтому она не нравится варгеймерам-"хардкорщикам". Но попробуйте создать игру, охватывающую всю (!) Столетнюю войну, и в которую можно сыграть за 3-4 часа. Упрощения неизбежны, но дух и специфика эпохи сохранены: есть и различные виды войск со своими особенностями, есть наёмники, полезные на войне, но опасные в мирное время, есть короли и герцоги, появляющиеся в игре в строго установленное время, есть даже Жанна д`Арк. В общем, достаточно для того, чтобы считать игру пусть лёгким, но варгеймом.

Промо-картинка игры

Другая претензия, предъявляемая к игре - это рандом. Да, его здесь много, очень много. Инициатива определяется кубиком, осады - кубиком, контроль над областью - кубиком, судьба лидеров в конце каждого хода - кубиком, результат сражения - горсть кубиков! Но во-первых, лучше много бросков кубиков, чем один, от которого всё зависит. А во-вторых, ну да, это игра про "кризис-менеджмент", вы должны просчитывать возможные неудачи заранее и пытаться минимизировать их. Тот, кто лучше подготовится к поражениям, тот и одержит победу! Я читал про один интересный случай, когда игрок собрал большую армию во главе c одним сильным лидером, вторгся в область противника и остался в ней, не сумев взять под контроль. В конце хода лидер умер, а начале следующего противник выставил в этой области своего лидера, и большая часть армии переметнулась к нему. Казалось бы, два неудачных броска кубика привели к гибели армии. Но ведь этого можно было избежать, если ,s в армии было несколько лидеров или если бы игрок в конце хода увёл войска в контролируемую область.
В общем, игра очень достойная, просто лично мне пока не удаётся в неё сыграть. Как говорил Паскаль, "пишу длинное письмо, потому что нет времени написать короткое", так и у меня, играю в сложные варгеймы, поскольку нет времени на короткие. Впрочем, если кто-то захочет в неё сыграть, обращайтесь, c удовольствием составлю компанию. А равно и в другие игры,  упомянутые в этой заметке.

На этом заканчиваю пространные описания и начинаю заниматься раздачей игр владельцам. До новых закупок!

2 комментария: