среда, 23 марта 2016 г.

Corps Command: Totensonntag, ретро-обзор

Решил иногда выкладывать свои старые обзоры, размещённые на разных ресурсах. Ресурсы приходят и уходят, а впечатления хочется иногда оживить. Может, кому-то они и пригодятся. Итак, вот мой обзор 2008 года, дополненный современными комментариями.
Corps Command: Totensonntag – это фишечный варгейм (автор - Peter Bogdasarian), изданный фирмой Lock 'n Load Publishing в 2007 году (и переизданный в 2015), посвященный одному из значительных сражений на африканском ТВД во время второй мировой войны – битве за Sidi Resegh (19-24 ноября 1941г.), состоявшейся в ходе операции "Crusader".

Коробка 1-го издания
Коробка 2-го издания
Историческая справка:
Операция "Crusader" началась 18 ноября 1941 года. В наступление перешла 8-я армия англичан. Ей противостояли итальянские дивизии "Ariete" и "Trieste" и немецкая танковая группа "Afrika", состоявшая из дивизий вермахта: 15-й и 21 -и танковых и 90-й легкой, усиленная итальянской дивизей "Savona".
Наступление англичан на левом, пустынном фланге сразу же захлебнулось: XXX корпусу (7-я танковая и 1-я южноафриканская дивизии, 4-я танковая и 22-я гвардейская танковая бригада) не удалось прорвать оборону противника и наступающие отряды беспорядке отошли. У Бир-эль-Губи 7-я танковая дивизия потеряла около 50 танков, пытаясь прорвать хорошо организованную оборону дивизии "Ariete". Ценой невероятных усилий левому флангу англичан удалось взять селение Сиди-Резех, но немцы быстро организовали контратаку и отбили его. Потери англичан составили более 200 танков.




Многие селения по несколько раз переходили из рук в руки. Наконец, инициатива окончательно была захвачена немцами. Роммель двинул свои войска к египетской границе, намереваясь отрезать англичан и атаковать их с тыла. В это время англичане так же перешли в атаку, гарнизон Тобрука предпринял встречное наступление и 26 ноября новозеландские части соединились с защитниками города. Роммель прекратил наступление и отошел на исходную позицию. Хотя эти бои не выявили ни победителей ни побежденных, потери Оси составили 30000 человек и более 300 танков, в то время как англичане потеряли 18000 человек и 287 танков. Положение немецко-итальянских сил оказалось еще более тяжелым, поскольку англичане быстро восполнили потери, тогда как немецкие и итальянские морские конвои регулярно шли на дно. В результате Роммель был вынужден отвести свои войска к Триполи и в январе 1942 года начал формировать новую линию фронта под Эль-Агейла.

Оформление
Коробка игры небольшая, формат примерно А5, и мне она пришла немного помятой. Но это мелочи, так как фишки и карта замечательного качества. Карта из очень толстого картона, очень красивая, с дорожкой игровых туров, расшифровкой элементов ландшафта и списком модификаторов боя и восстановления юнитов. Фишки из толстого картона очень хорошо выдавлены – сами выпадают из рамки, требуется только отделить их друг от друга. На пехотных и моторизованных частях нарисованы НАТОвские условные обозначения, на танковых и разведывательных частях – цветные изображения техники. Картинки, надо сказать, очень красивые. Отдельно упомяну кубики – среднего размера, но явно больше, чем я встречаю в последнее время в играх, и с большими отчетливыми точками на гранях, их приятно держать в руках и удобно кидать.



Правила игры 
Правила очень короткие, всего 6 страничек, и довольно простые. Однако их изложение далеко от идеала. Такое впечатление, что они не были вычитаны и редактировались на скорую руку. Например, сам автор признает, что использует в разных частях правил термины activation и initiative для обозначения одного и того же параметра.
Система Активации оригинальна и является основной «изюминкой» игры. Бросая кубик инициативы, игрок определяет не только кто будет первым ходить в данном импульсе, но и какими именно отрядами он сможет ходить. Активизированы могут быть фишки, уровень активации которых равен или больше выброшенной инициативы. Например, при броске на «4» силы Оси смогут активировать только немецкие танки и разведку (5), немецкая пехота (3) и все итальянцы (2) ни двигаться, ни стрелять не могут. Кроме того, бросок инициативы влияет и на дальность передвижения. Как правило она равна выброшенному значению инициативы. Впрочем, в этой игре исключения применяются чаще правил, и все танковые, моторизованные, разведывательные и артиллерийские части, получают дополнительную единичку к дальности передвижения. Таким образом, в приведенном примере, немецкие танки и «Пумы» пойдут не на 4, а на 5 клеток. (Во втором издании правила движения были поначалу изменены: активированные отряды могли двигаться на расстояние, указанное на их фишках, независимо от числа, выпавшего на кубике. Но в конце 2015 года автор в версии правил 2.1 вернулся к исходному варианту.)  
Пехотные части могут либо двигаться, либо атаковать в свой ход, танки и разведка могут атаковать «с колес», правда получают -1DRM.
Бой происходит следующим образом: активный игрок указывает свой атакующий отряд и отряд противника - цель атаки, бросает два кубика, прибавляет к ним уровень атаки своего отряда и различные модификаторы. Если результат превышает уровень защиты атакованного отряда, тот несет потери. Надо сказать, что уровень атаки является также и показателем здоровья, то есть нанося хиты отряду противника, мы уменьшаем его «атакующую силу». Поскольку автор решил совместить некоторые параметры, ему пришлось придумывать систему модификаторов, которые фактически применяются в каждом бою. Атака проводится каждой фишкой отдельно, таким образом, если вы атакуете отряд противника пятью своими, вам придется бросить пять раз по 2 кубика, каждый раз применяя разные модификаторы, в зависимости от типа атакующего отряда.
В гексе может размещаться до трех отрядов, причем атака может вестись только по верхнему, поэтому имеет смысл потрепанные отряды прятать вниз стопки, благо на это очки движения не тратятся. Только артиллерия стреляющая навесным огнем может атаковать любой отряд в гексе. Атаковать, кстати, могут все отряды стека, а не только находящийся сверху. Таким образом, можно спрятать танки и артиллерию от атаки и в свой ход атаковать ими противника.
Во втором издании добавлены 4 фишки авиации, которые могут (если были активированны) атаковать любую фишку противника.
Последний импульс в каждом ходе – «ночь», импульс восстановления. Каждый хит проверяется на восстановление броском кубика, немецкие танки восстанавливаются на 3-6 (во втором издании на 4-6), английские на 4-6 и т.д. Тут модификатор только один, находясь в ZOC противника, вычитать 1 из броска. Итальянцам повезло меньше, они в такой ситуации вообще не способны к восстановлению.
Условия победы. Для победы к концу игры надо набрать больше VP, чем противник. Очки даются англичанам за взятые ключевые точки: аэродромы и гексы прорыва к Тобруку (во втором издании за прорыв к Тобруку игрок получает 2 ПО вместо одного) и за разгромленные дивизии Оси, немцам – за разгромленные дивизии союзников.

Краткий отчет об игре
Играли мы скорее чтобы разобраться с правилами, так как за победными очками в ходе игры не следили.


Ход 1 Союзники атакуют!
Сражение разбилось на три очага. В первом оборону держали итальянцы, которые показали себя очень хорошо, фактически перемолов одну из британских дивизий, этого я от них не ожидал.


Итальянцы готовы к обороне…


Уничтожив британскую бригаду итальянцы сдерживают атаки южноафриканской дивизии!

Ну это, скажем, моё везение на кубиках и невезение оппонента. Во втором очаге танковые части британцев атаковали немецкую пехоту, достаточно успешно, уничтожив в том числе единственный немецкий ПанцерЯгер.


Результаты первого хода.

Третий очаг бушевал в пустыне, где во встречном бою столкнулись немецкие и британские бронетанковые войска. Там дело тянулось вяло, били друг друга по очереди, но, в конце концов, немецкие модификаторы к атаке и более высокая вероятность восстановления сделали свое дело и англичане были разбиты.


Конец 1-го хода. Ночь. Кто из отрядов восстановится?
Произошло это очень вовремя: на следующий ход рядом появились новозеландские войска, которые смогли бы очень навредить немцам, ударив им в тыл. Однако в этот раз немцы встретили их во всеоружии на краю карты, резко ограничили возможность их передвижения и перемолотили в течение пары ходов. В это время на место погибшего ПанцерЯгера пришла целая танковая дивизия, уничтожившая последние британские танки, и двинувшаяся на подмогу итальянцам, еле сдерживавшим свежие южноафриканские части. Там они быстренько навели немецкий порядок, разгромив три танковых полка союзников.


Середина 4-го хода. Центральная группировка британцев уничтожена, скоро немецкая танковая дивизия двинется на помощь итальянцам. Справа видны новозеландцы, им суждено войти в игру и быть уничтоженными в один ход.
После этого мой оппонент решил прекратить сопротивление. Очки победы мы даже не подсчитывали.

Личные впечатления
Игра мне понравилась (может быть и оттого, что я удачно кидал кубики, что редко бывает), но осталось два, казалось бы, противоположных ощущения: что «рандом рулит» и что «немцами играть гораздо легче». Мне  хочется еще сыграть в СС:Totensonntag, чтобы понять так это или нет. Мне кажется, что игра достаточно реиграбельна, несмотря на то, что воспроизводит всего лишь одно сражение. «Гибкая» расстановка юнитов в начале игры и подкреплений, а так же постоянная корректировка первоначального плана в соответствии с текущей инициативой войск вызывают желание сыграть в эту игру еще и еще, чему так же способствуют краткость игры (ее можно сыграть два, а то и три раза за вечер) и высокое качество оформления.


Плюсы:
- быстрая,
- красивая.
- удачный и интересный механизм активации: имея в голове общий план сражения, приходится при каждой активации соотносить его с возможностями отрядов на данный импульс, приходится импровизировать;
- простой и быстрый механизм восстановления;

Минусы:
- мелкий шрифт номеров дивизий, а эта информация, которая необходима для подсчета победных очков, причем нужна она не только в конце игры, но и в процессе.
- затянутый и перегруженный модификаторами механизм боя; приходится многократно бросать кубики и для каждого отряда заново рассчитывать модификаторы; из-за частых бросков создается впечатление игры в кости, «кто больше бросил тот и выиграл»;

Вердикт
Хорошая быстрая игра, очень подходящая для введения новичков в мир варгеймов, если вы возьмете на себя труд подсчитывать модификаторы за обоих и дадите "неофиту" на первый раз "порулить немцами".

В обзоре использованы материалы с сайтов: http://en.wikipedia.org,/ http://www.ostfront.ru./ Фотографии игры сделаны мной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий