вторник, 7 февраля 2017 г.

Под знамёнами короля Генриха

C бесконечным удовольствием выкладываю фотографии своей первой игровой сессии 2017 года. В один из последних дней января нам с Ильёй Литсиосом удалось сыграть сразу два сценария из игры Avec Infini Regret II. Игра посвящена французским религиозным войнам и воспроизводит три сражения, произошедших ближе к концу этих войн.


Оба раза мне довелось играть за роялистов-протестантов. Поначалу это даже несколько сбивало, поскольку привык, что роялисты - это католики. Более того, в итоге самому Генриху Наваррскому пришлось стать католиком, чтобы все остальные стали роялистами.

Первая битва
Итак, сначала сыграли сценарий Marc’hallac’h, в котором сражение происходит на холме. Дополнительный интерес придаёт то, что во французской религиозной (по сути гражданской) войне основу одной армии составляют испанские терции, с другой - отряды британских наёмников (любители повоевать на чужой территории были и тогда). Французы тоже представлены, но в виде кавалерии и (конечно же!) мушкетёров. Ещё одно необычное правило сценария - французская кавалерия, сражающаяся за Католическую лигу, не особо рвётся в бой. Их командир не хочет проливать кровь, спасая испанцев, и держит в уме перспективу победы Генриха. Игроку, чтобы задействовать свою кавалерию, нужно заплатить за это победными очками - от 4 до 2, в зависимости от того, насколько рано он решит призвать их на помощь.

А теперь слайды:




Начало первого сценария, Marc’hallac’h. Мои фишки - голубые. У противника видна вторая линия - это та самая кавалерия резерва, которая не очень-то хочет воевать.

Мой правый фланг состоял из британцев под предводительством сэра Джона Норрея, самого талантливого среди моих командиров. Пушка справа не относится к его крылу - это легко определить по цвету цифр на фишке. Очень удобное для игры решение. А дым над пушкой означает, что она уже выстрелила.

А вот и первые победы: на правом фланге Норрей атаковал отряд противника, да так удачно, что уничтожил (ну или ранил, предположим человеколюбиво) командира левого крыла католиков, Франсуа де Гебриана. До конца хода крыло оказалось обездвижено. А на левом фланге Марк де Рошфор де Бастене обошёл вражеское крыло, чтобы атаковать противника с тыла.

А вот и первые поражения. Мои активные действия продолжались два хода. На третий противник активизировал свою резервную кавалерию. Она обрушилась на мои вырвавшиеся вперёд фланги, которые не успели восстановиться после атак, разбила их и погнала обратно. Слева видны два моих разбитых лидера. Справа - успевший сменить приказ на "Марш!" Норрей. Благодаря этому его войскам удалось отступить для сбора и догнать бежавших. Правда, крыло оказалось растянутым, отряды не защищают друг друга.

Илья погружён в раздумья: на флангах дела неплохи, но в центре испанская пехота никак не хочет атаковать - она всё ещё под приказом "Марш!" В итоге ему удаётся сменить приказ и тяжёлая пехота вступает в бой!


На левом фланге я пытаюсь создать линию обороны, но мушкетёры хороши в перестрелке, а не в ближнем бою, долго против испанских терций они не продержатся. 

 В итоге отряды окружены и после некоторого сопротивления уничтожены.


На правом фланге одинокий британский отряд попытался сдержать противника, но благодаря удачному броску кубика был уничтожен первой же атакой. Не понадобилось даже спец. правило на вражду между испанцами и англичанами. 


Впрочем, мне тоже везло на кубиках, вернее, не везло Илье - двое из его трёх лидеров погибли в атаках. Однако это мне не помогло - все три крыла оказались разбиты, а командиры благополучно сбежали с поля боя, не принеся противнику победных очков. Но и уничтоженных отрядов ему хватило. Даже с учётом тех 4 ПО, которые Илья заплатил за раннюю активацию кавалерии, он добыл на 1 ПО больше, чем я, и заслуженно победил в этом сражении!

Вторая битва
Второй сценарий - Краон, 1592 год. Королевская армия осаждает город, отказывающийся признать Генриха Наваррского своим королём. Лигисты под предводительством герцога де Меркёра вместе с испанским отрядом, под командованием дона Хуана дель Агилы пытаются вынудить роялистов снять осаду. Правильная битва на ровном поле. Только войск у роялистов примерно в полтора раза больше, католикам придётся несладко.



Печальный исход предыдущего сражения ничему меня не научил, и я снова ринулся в атаку! Моему кавалерийскому правому крылу удалось зайти с фланга, и в стремительной атаке уничтожить отряд противника вместе с его командиром, герцогом де Меркёром. Однако и мой отряд в порыве преследования унёсся с поля боя. Вот он на картинке, самый ближний к краю карты.

Хорошо хоть принц Конти не сбежал. К сожалению, центру армии повезло меньше - я неудачно бросил кубик на реактивацию, и отряды остановились буквально в гексе от противника, дав ему возможность перегруппироваться. На второй ход моя тяжелая пехота всё же атаковала мушкетёров, прикрывавших испанскую терцию. Мушкетёры предсказуемо были разбиты, но и мои отряды понесли потери и подошли к основному противнику ослабленными.

Вы видите на фото цифру "2" в нижнем правом углу фишек вместо "4" - это значит, что они получили по хиту и были перевёрнуты на ослабленную сторону, а фишка мушкетёров имеет маркер "Е" - она получила два хита и не может двигаться. Не самые лучшие условия для атаки.

Тут бы мне остановиться, сменить приказ на "Марш" или "Сбор", восстановить войска. Но традиционный французский напор нёс войска вперёд до тех пор, пока почти все отряды не расшиблись о ту самую испанскую терцию, которая в свою активацию автоматически восстанавливала боеспособность. Мои разбитые войска стали откатываться назад, а те, кому удалось удержаться на позициях, были уничтожены атаковавшим их с тыла единственным кавалерийским отрядом противника! Вот он, в центре фото:

К 4-му ходу у меня остались лишь те войска, которые бежали от противника. Удачные броски на восстановление и присутствие талантливого командира позволило восстановить три британских отряда. К тому же осталась артиллерийская батарея, довольно беззубая на расстоянии, но не позволявшая католикам приблизиться к остаткам армии роялистов. Такой патовой ситуацией и закончился сценарий. Кстати, по очкам тоже вышла ничья: 10 против 10. И только по спец.условию сценария - при равенстве очков выигрывают роялисты, - мне удалось победить (если это можно назвать победой).

Выводы
Игра произвела отличное впечатление. С удовольствием сыграл бы оба сценария ещё раз.
Кроме того, неотыгранным остался самый большой сценарий - битва при Иври. Упрощение правил "мушкетопики" оказалось очень удачным: аромат эпохи не потерян, все основные элементы системы присутствуют (приказы, построение, мораль, перехваты), и вместе с тем игра идёт быстрее, динамичнее. Значительно меньше стало маркеров, под которыми обычно не видно самих фишек. Немного непривычными показались правила на отряды вне командования: обычно в играх оторвавшийся от своих отряд старается первым делам вернуться в радиус командования. Здесь же он продолжает действовать под последним полученным приказом. То есть всё крыло уже давно отошло и восстанавливается, а один оторвавшийся отряд упорно и бессмысленно бьётся против всей армии противника.
Ну и гибель командиров, а также удача/неудача попыток реактивации или перехвата активации стали более критичными. Но это скорее из-за размера сценариев, а не из-за изменения правил.
В целом правила Avec Infini Regret - очень удачная попытка сделать "мушкетопику" более динамичной - теперь действительно один сценарий можно сыграть за вечер.

А что вокруг?
Кстати, пока мы делили французский престол, за соседними столами расстилались другие страны и другие эпохи. У окна Виталий Зябриков и Александр Баринов раскладывали тестовый вариант игры Hungarian Rhapsody из серии Operational Combat Series (самые крутые варгеймеры играют в варгеймы, которые ещё не вышли!). Дмитрий Клюйков в объектив не попал, но его отличный отчёт можно прочитать здесь.

А рядом с нами шла актуальная борьба с террором (правда в ставшем менее актуальном сейчас Афганистане) в рамках игры A Distant Plain. Игра собрала полный состав игроков: на переднем плане Сергей Гончаренко и Павел Теплов, на заднем - Максим Комендант и Владимир Бондарев.

Я не большой любитель этой серии игр: слишком уж абстрактно они выглядят. Больше всего меня пугает количество игр в серии COIN и скорость их появления. Уже вышло шесть игр, и на подходе две новых и пара дополнений к старым. А число Card Drive Games, которые мне очень нравятся, резко сократилось. Впрочем, тех, что вышли ещё надолго хватит.

К тому же игры COIN как нельзя лучше подходят для привлечения "казуалов" в мир варгеймов: издали даже не поймёшь. что это там на карте, расстановка крестьян по полям, борьба динозавров за выживание или война во Вьетнаме.
В общем, пусть цветут сто цветов, но COIN - не моя чашка чая, пока на полке стоят неигранные Band of Brothers, Wing Leader, Won by the Sword и другие отличные игры.

2 комментария: