суббота, 11 августа 2012 г.

Monmouth: война это покер?

Сыграли с Ильёй и Славой Zipp`ом в Monmouth от фирмы GMT Games. Эта игра, являющаяся пятым томом серии Battles of the American Revolution, посвящена битве при Монмауте - одному из самых больших сражений американской войны за Независимость. Хотя большим оно может считаться только на фоне остальных сражений той войны. Всего в нём учавствовало около 25 тысяч человек.



Американцы считают, что победили в этом сражении, поскольку поле боя осталось за ними, а британцы возражают, что не проигрывали, поскольку их атаковали на марше, и они, отразив атаку и проведя свою (которую американцы тоже отбили) на следующий день продолжили своё движение в том же направлении, в котором шли.




Оформление игры очень качественное. Красивая красочная карта с большими гексами. Крупные яркие фишки.




Ход игры


В начале игры на карте очень мало войск: по 5-6 фишек у каждого игрока. Но в первый же ход подходят американские войска. А у британцев ничего нет, первые подкрепления приходят только на пятый ход (а это треть от времени игры). Кроме того, стартовые войска англичан не могут пересекать определённую линию на карте, поэтому никаких боёв поначалу нет. Дальше описание хода игры будет в подписях к фотографиям.

Четвертый ход. Войска американцев только ещё подтягиваются к месту сражения. А основных войск британцев пока и вовсе нет.  

Пятый ход. Появились британцы! На некоторых отрядах американцев маркеры со знаком вопроса - обозначение того, что войска испытывают проблемы с командованием и терпят штрафы (не могут двигаться или даже отступают).

Армии выстраиваются в линию. Британцы могли бы начать атаку, но решают подтянуть больше отрядов.

Прибывший Вашингтон отстраняет растерявшегося генерала Ли и возглавляет сражающуюся армию.

Первая атака британцев. Результат пяти столкновений: один оряд американцев отступил (генерал Грей продвинулся вперёд), два отряда британцев и генерал Корнуоллис уничтожены.

Вторая атака британцев. Результат: один отряд американцев расстроен (маркер D), три британских отряда и генерал Грей уничтожены.

Итак, после двух раундов атак англичане потеряли 4 отряда и 2 генералов. Мораль упала ниже уровня, после которого применяется отрцательный штраф для морали каждого отряда.
На этом этапе мы решили закончить играть, поскольку Илье надо было уходить. За 4 часа мы сыграли 9 ходов.

Дальше, скорее всего я бы отступил своими войсками и перестал проводить самоубийственные атаки, поскольку с юга появилось несколько американских отрядов. Чем бы всё закончилось - не знаю. Возможно Илье удалось бы искусными маневрами окружить какие-то мои части и разбить их, но скорее всего это были бы такие же безрезультатные атаки, и всё закончилось бы ничьей или победой Ильи по очкам.



Впечатления


Игра показалась очень вязкой и затянутой. Во-первых, из-за тактических боевых маркеров. При проведении ближнего боя после подсчёта всех модификаторов надо выбрать один из 4-8 маркеров тактики. Взависимости от выбранной пары маркеров, к броску кубика добавляется ещё один модификатор или атака не проводится вовсе. Маркеры очень абстрактны, главное при их выборе - не выбрать тактически правильное действие, а перехитрить противника и выбрать маркер, дающий наибольшую выгоду. Как верно заметил Слава, это очень напоминает покер.

Ещё одна претензия (которую выссказал Илья, как наиболее осведомлённый в этой эпохе человек) - это поразительно высокое качество войск у американцев. У них есть несколько (около десятка) фишек с моралью "+2", это наивысшая мораль в игре, она такая же, как у отрядов британской гвардии. Да, Вашингтону и фон Штойбену удалось за зиму из недисциплинированной толпы создать более-менее обученную и подчиняющуюся командирам армию, но не до уровня же королевской гвардии!

Одна из особенностей игры - обязательные бои. Все отряды противника, стоящие рядом с вашими, должны быть атакованы. Из-за этого возникает цепная реакция, если войска противника выстроены в линию. Пытаясь провести атаку в каком-то не очень защищённом месте, приходится атаковать и соседние гексы, а значит, и соседние соседних и т.д. В результате на одну основную атаку с хорошим перевесом в силах приходится несколько (много!) поддерживающих, где приходится атаковать при равенстве, а то и в меньшинстве. При средних бросках это приводит отрицательному результату: атакующий теряет значительно больше, чем получает.

Из-за обязательных атак начинается скурпулёзный менеджмент фишек, подсчёт соотношений сил: один отряд в стеке атакует в одну сторону, другой в другую, его поддерживает отряд из соседнего стека, а второй отряд из этого стека атакует ещё один, совсем другой вражеский отряд - всё, чтобы получить максимальное соотношение в бою. Всё это результат выбранных игровых механик и не имеет никакого отношения к реальной тактике той эпохи.

Почти бесполезной на дальних дистанциях оказалась артиллерия, которой здесь довольно много (десятка два фишек). Уже на расстоянии 2 гекса (то есть когда пушку и цель разделяет 1 гекс) для того чтобы поразить цель, надо выбросить "9". При стрельбе в упор попасть гораздо легче. Как мне кажется можно было просто добавить в фишки пехоты артиллерийский фактор, дающий бонус при обороне, и работа пушек была бы в той же мере отражена.

Но не всё так плохо, игру есть за что похвалить. Например, система морали армии. Она влияет на инициативу в игре (при определении, кто из игроков будет первым ходить в этот ход) и на состояние отрядов: при падении морали армии падает мораль и отдельных отрядов, а она учитывается и в бою и в проверках на мораль (их обычно проводят отряды, проигравшие бой).

Кроме того, есть правила на проблемы с командованием у американских войск (как и было в реальности). Некоторые отряды могут стать медленнее, остаться на месте или даже вообще отступить с поля боя. Правда, после того, как в середине игры главнокомандующим становится Вашингтон, проблемы прекращаются, и войска воюют в полную силу.
Хотя командования в игре фактически нет. Фишки лидеров дают бонус при атаке и проверке морали и, в общем, всё. Активизируется сразу вся армия, любые отряды могут группироваться с любыми и идти в атаку без всяких штрафов.


В общем, игра достаточно абстрактно и условно отражает боевые столкновения той эпохи. Но несмотря на это её можно было бы назвать хорошей или даже очень хорошей. Если бы не эти маркеры тактики, из-за которых она безбожно затягивается. Вместо того, чтобы просто подсчитать модификаторы и бросить кубики, начинается анализ "что выгодно мне, что выгодно противнику, что мне выбрать, если он выберет не то, что выгодно ему, а то что наименнее выгодно мне, учитывая, что я выберу то, что наиболее выгодно мне..." На это тратится очень много времени, поскольку боёв может быть целый десяток.
Впрочем, я слышал, что фанаты предложили вариант без маркеров, в котором то ли просто бросается кубик, дающий дополнительный бонус, то ли просто увеличивается модификатор за лидера.

Сомневаюсь, что в ближайшее время мы ещё соберёмся сыграть в Monmouth. Тем более, что у Ильи есть игра, посвящённая этому же сражению от фирмы Clash of Arms. Она более подробная и реалистичная (но и более сложная). Надеюсь, что в будущем нам удастся в неё сыграть и я смогу сравнить обе эти игры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий