вторник, 8 февраля 2022 г.

Dark Summer, первые впечатления

В последнюю субботу января сыграли с Алексеем Чебыкиным в одну из новинок прошлого года - игру The Dark Summer компании GMT Games от известного дизайнера Теда Рейсера, посвящённую высадке Союзников в Нормандии и последующему по освобождению этой части Франции в июне 1944 года. 


Это уже третья игра в серии, первыми были The Dark Sands и The Dark Valley. Кроме того, в издательстве Revolution Games вышла основанная на той же системе игра Deadly Woods, про наступление в Арденнах. Таким образом, серия уже достаточно большая, нашедшая в варгеймерских кругах как своих фанатов, так и противников. Хотя с творчеством Рейсера я знаком достаточно хорошо, но в игры этой серии ещё не играл, поэтому мне было интересно на собственном опыте ощутить её достоинства и недостатки.

При ознакомлении с правилами меня удивило, как много в них исключений. Практически любой раздел включает в себя множество спецусловий и изменений: таблица результатов боёв, таблица местности, маркера активации, очки движения, использование арт, авиа и другой поддержки. С одной стороны, конечно же это неудивительно - операция Оверлорд была уникальной, и правила на высадку 6 июня и на обычные полевые бои пару недель спустя не могут не различаться. Но во-первых, многие исключения после самого "Дня Д" не заканчиваются, а во-вторых, эти исключения не собраны воедино, а разбросаны по всем правилам, причём зачастую не оформлены как исключения, а идут сплошным текстом с правилами. Выделить их, запомнить и найти во время игры бывает достаточно проблематично.

Ход игры

Кубик решил, что роль Союзников возьмёт на себя Алексей, а мне предстоит управлять обороняющимися немцами. К слову, действия американцев и британцев в этой игре разделены как во времени, так и в пространстве: у них раздельные маркеры активации, а посередине игрового поля проходит линия, которую ни тем, ни другим нельзя (ну, почти) пересекать. Так что, в эту игру вполне можно играть и втроём.

С высадкой союзникам в нашей игре повезло - все пляжи были освобождены первой волной десанта. Солдаты второй волны успешно атаковали прибрежные укреплённые точки (Strong Points). Кстати, будьте внимательны, укрепления игнорируют некоторые боевые результаты, а укрепления на пляже "Омаха" интерпретируют их иначе. Кроме того, не забывайте проверять местность под фишками Strong Point - некоторые находятся в местности, дающей бонус в бою.

Высадка американцев на пляже "Юта". На фишках некоторых немецких отрядов, а также укреплённых пунктов на побережье стоят знаки вопроса - их боевая сила не известна обоим игрокам до первого боя.  

Немцы в свои фазы реакции пытались подтянуть поближе резервы. Основные направления - полуостров Котантен, на котором расположен Шербур - единственный в этом районе глубоководный порт, и город Кан, основное препятствие к продвижению вглубь Франции. В игре это продвижение стимулируется победными очками за вывод войск через восточную сторону карты, причём как для союзников, так и для немцев. Кроме того, за ранний захват Кана Союзники получают по 5 победных очков за каждый гекс города, а немцы, если удержат Шербур до 7 хода, вообще одержат внезапную победу. Так что это действительно самые важные направления в игре.

Мне повезло, я успел подтянуть войска к Кану, так что захватить его с наскока у союзников не получилось, хотя они и подошли к нему вплотную, буквально находились в пригороде.

Вторая волна высадки. Британские войска подошли к окраине Кана, но войти в него не успели.

На западе ситуация разворачивалась хуже. Тонкая прерывистая цепочка серых отрядов, сдерживавших американцев, могла порваться в любой момент. 

Тонкая линия немцев уже прорвана американцами на правом фланге. Этот прорыв будет ликвидирован, а вот внезапное уничтожение отряда 3-4-8 слева (удачный бросок шестёрки) немцы уже не успеют парировать, и немецкие войска в Шербуре окажутся отрезаны от остальной Франции.

И вот один удачный бросок кубика и американские десантники уничтожают противостоящий им пехотный полк вермахта. В оборонительной цепи появляется брешь, которую я не успеваю закрыть. Но и противник не сразу замечает возможность полностью изолировать Котантен. Впрочем в следующую активацию он всё-таки отрезает его от "большой земли". И тут мы допустили ошибку, дело в том, что по правилам, район Шербура объявляется изолированным только в начале немецкого раунда действий (German Action Round), однако эти маркеры долго не выпадали, и вместо них я играл маркеры реакции немцев (German Reaction Round), так что мы продолжали считать Шербур неизолированным. Однако уже дома в правилах я нашёл упоминание, что Reaction Round тоже является Action Round, то есть при любой активации немцев Шербур сразу должен был стать изолированным. Впрочем, не думаю, что это сильно повлияло на игру.

Треки на игровом поле: раундов (с маркерами активации), хода, победных очков и погоды.   

Во второй раунд немцам очень повезло с погодой - выпал маркер шторма. Это значит всяческие преференции для немцев и штрафы для союзников. На форумах даже советуют немцам атаковать в такой ситуации, но откровенно говоря я не видел шансов добраться до побережья, чтобы захватить три гекса пляжа для немедленной победы. Поэтому первое, что я сделал, это занялся укреплением обороны.

Второй ход. По центру виден большой разрыв в линии немцев, но уже на подходе их резервы...
...которые успевают восстановить оборону.

Но пользоваться боевыми бонусами, а также четырьмя маркерами активации надо, поэтому я провёл операцию по уничтожению британских парашютистов в болотистых долинах реки Див, которая прошла успешно, хотя при этом и понесла потери одна моя танковая дивизия. 

21-я танковая дивизия выполнила операцию по уничтожению британских парашютистов.

Вторая операция была скорее "пробой пера" - я решил проатаковать самым мощным своим соединением (кампфгруппами 12-й танковой дивизии СС) два канадских пехотных полка. Две атаки, две единицы на кубах, два хита для немецкой дивизии, это при том, что за всю игру немцы могут восполнить 1-2 шага танковых потерь. Третья атака была более удачная, но канадские части не были уничтожены, лишь получили по одному хиту каждая и отступили - результат, совершенно не стоивший понесённых немцами потерь. 

Кампфгруппе СС удалось отбросить канадцев, но и сама она,  вынуждена была отступить из-за больших потерь.
На этом фото можно видеть результаты этих двух наступательных операций немцев. Пирровы победы. Видно, что мечты захватить гексы пляжа просто эфемерны. 

В общем, я убедился, что даже при благоприятных условиях немцам здесь не стоит особо увлекаться атаками, если только это не ведёт к быстрой победе. Лучше сохранить войска для оборонительных боёв в бокаже (местность, которая даёт очень хороший бонус в обороне). 

На этом, к сожалению, наше время на игру вышло. Мы лишь решили проверить, какая будет погода на 3-й ход и это оказался дождь - ещё один тип погоды, в который немцы получают преимущества. Даже наметилась небольшая операция  - можно было бы отсечь от снабжения и атаковать выдвинувшуюся вперёд танковую группу британцев. Кроме того, мы проверили результаты сражения в изолированном Шербуре, у немцев там собралось 52 очка силы, американцы направили туда 59 или чуть больше, что уже позволяло провести попытку штурма. Бросок кубика, выпала "6", и Шербур был взят Союзниками с минимальными потерями.

Конец игры. Немцы выстроили линию обороны и постараются её удерживать. 

Тот же момент, съёмка без вспышки. Карта кажется менее яркой, но зато фишки войск лучше видны.

Впечатления

Выводы после двух ходов делать конечно же рано, поэтому расскажу про свои впечатления. Они в целом положительные. Играть было очень интересно, всё время приходилось корректировать планы, ведь на них влияют не только действия противника, а также порядок вытягиваемых маркеров активации, не говоря уж о погоде.  Несмотря на кучу исключений в правилах, неясных или непрописанных моментов в них практически нет. Другое дело, что расположена информация, скажем так, очень неинтуитивно. Например, в игре есть два типа спец. раундов: "комбинированные действия" (Combine Actions) и "подготовленное наступление" (Prepared Offensive). Так вот, первый описан в разделе маркеров действий, а второй - в разделе "Погода" (!), я во время игры его просто не нашёл. Вместе с тем все исключения в правилах не оставляют впечатления чего-то излишнего, ненужного, искусственного. Нет, наоборот, чувствуется, что все они нужны и важны для реалистичного отображения тех событий. Бонус за обороны в бокаже для немцев уменьшается с 7 хода не просто так, а потому что действительно солдаты союзников после некоторого времени нашли способы борьбы с немцами в этой непростой местности. За взятие деревеньки Арроманш-ле-Бен союзникам даётся 1 ПО, потому что на берегу рядом с ней было запланировано строительство искусственной гавани Маллберри, которой командование союзников придавало большое значение. В общем, все правила в этой игре написаны не зря, и если вы в теме, то проникнитесь уважением к тем нюансам, которые вложил в эту казалось бы небольшую игру автор. Если же вы не очень в курсе этой операции, то советую перед игрой почитать хотя бы одну из книг про неё, например Макса Хейстингса "Операция Оверлорд" или Энтони Бивора "Высадка в Нормандии". Ну а особые фанаты "Дня Д" могут также сыграть в недавно переизданную игру Normandy`44 от Марка Симонича, чтобы сравнить творения этих двух признанных мастеров.

1 комментарий: