суббота, 11 января 2020 г.

Stonewall`s Sword, отчёт об игре

Новогодние праздники - отличная возможность дописать старые отчёты, до которых в другое время никак не доходят руки. Итак, сегодня речь пойдёт об игре Stonewall`s Sword. Это тактическая игра, посвящённая одному из сражений Гражданской войны в США - битве у Кедровой горы (Battle of Cedar Mountain), которая произошла 9 августа 1862 года.



Я давно присматривался к этой игре и к системе в целом. Вообще, эта серия тактических варгеймов (Blind Swords) от Хермана Лютмана, сейчас является "последним криком моды" среди тактических варгеймов по ACW. В ней очень оригинально сочетаются отдача приказов, моральь и физическое состояние войск, туман войны, "трения войны" и различные случайности. Поэтому я ещё год назад заказал её у Revolution Games со скидкой и она уже долго лежала в моём "варгеймерском" комоде, но всё не было и не было случая в неё сыграть.



Автор удачно соединил в системе сразу несколько механик: маркеры активации, кубики и свободный выбор игрока. Результат получается очень оригинальный. Например, вы вытягиваете маркер активации, он определяет дивизию, в которой вы сможете активизировать одну бригаду. Далее по броску кубика вы выясняете, сумел ли командир дивизии правильно сформулировать приказ и обеспечить его доставку до бригады или нет (то есть будет ли у вас полная или ограниченная активация), а затем в зависимости от результата выбираете, какую же бригаду вы активизируете.
То есть, несмотря на значительную долю случая, игрок может влиять на ситуацию. Если, например, вы хотите провести решительную атаку одной из бригад (а это возможно только при полной активации), но неудачно бросили кубик и вам доступна только ограниченная, то вы можете активировать другую бригаду той же дивизии на каком-нибудь второстепенном направлении, а бригаду, назначенную для наступления, активизировать в следующий раз.

Боевая система также очень интересна. Вначале по силе атакующей группы, отношению сил и другим модификатором определяется колонка в таблице результатов боя, затем бросается кубик и определяется нужная ячейка. Вроде всё, просто, всё как и в других играх. Но в этой ячейке может быть три разных результата: для войск с разным уровнем морали (в русском переводе правил, который выполнил Илья Литсиос (за что ему большое спасибо!), этот парарметр назван "Рейтингом Сплочённости"). Получается что при всех прочих равных обстоятельствах (модификаторы, броски кубиков), у более стойких частей больше шансов удачно перенести атаку - они будут проходить более щадящий тест сплочённости, а иногда и вовсе не будут обязаны проходить тест. Кстати, очень удачно реализованы различия огневого и ближнего боя. Механика в обоих случаях та же самая, но в ближнем боювсе войска обязаны проходить тест сплочённости, даже если по таблице результатов боя и не должны. В этом отражена его большая кровавость и результативность.
Тест сплоённости бывает трёх типов: лёгкий (зелёный), средний (жёлтый) и тяжёлый (красный), причём в тестах раздельно проверяется как ослабление реальной боевой силы (убитые и раненые), так и падение морали. Часть может понести потери, но сохранить высокий боевой дух, а может остаться в полном составе, но потерять мораль и даже бежать с поля боя. Всё это делает игру очень увлекательной, у отрядов появляется своя собственная судьба, начинаешь следить за их действиями, сопереживать им.
Пожалуй, я слишком углубился в описание правил. Но надеюсь, что мне удалось объяснить, хотя бы немного, почему эта игра и эта система вызывала у меня такой интерес.

А теперь расскажу о нашей игровой сессии. В игре два сценария, мы решили сыграть короткий под названием "Месть долины", посвящённый вечерней атаке северян.

Растановка короткого сценария игры. Справа видны таблица соотношения сил (вверху) и таблица результатов боя (внизу), ограничивающие поле боя.

Слава Логинов - варгеймер, реконструктор и большой знаток эпохи гражданской войны в Америке. С каждой игрой я узнаю от него всё больше и больше информации о том времени.

Слава взял на себя командование северянами, поскольку они в этом сценарии атакуют. Мне, как новичку, доверили южан, ими надо просто обороняться: знай себе удерживай ключевые точки да прячься в лесу от обстрела артиллерией. Правда, тут-то и кроется проблема - ключевые точки (вернее сказать, победные гексы) находятся не в лесу. То есть отойдёшь всеми войсками в лес - отдашь победу, а не отойдёшь - подвергнешься суровому обстрелу. Впрочем, мне везло, артиллерия федералов стреляла на этот раз не очень точно.
Но как известно, новичку страшны не столько действия оппонента, сколько свои собственные - я отправил бригаду Тальяферро в неподготовленную атаку, и два из пяти полков тут же были разгромлены и бежали, ещё два обескровлены, а один вдобавок дезорганизован. Остатки бригады отступили за лес и больше почти не участвовали в сражении. Вообще-то, по правилам полки могут восстановиться, а вот почему это у меня не получилось, я расскажу чуть позже.

Последствия первых атак северян: они продвинулись в центре, продвижение на правом фланге не удалось, а левый кажется совсем пустым, этим могут воспользоваться южане!

Трек ходов, победных очков и разбитых войск. На последнем лежат фишки двух полков бригады Тельяферро. При удачных бросках кубика они могут вернуться на поле боя. 


Разбитая бригада Тальяферро. А на заднем плане видна синяя фишка - это кавалерия северян. После этого, кавалерия переместилась в овраг и дивизия Тальяферро оказалась в радиусе влияния противника, что запрещает ей восстанавливаться!
Единственный кавалерийский полк северян действовал в этом бою просто героически. Он захватил победный гекс, который я непредусмотрительно оставил без защиты (кто же знал, что кони так быстро скачут!), удерживал его несколько ходов и принёс Славе большую часть победных очков.
Однако увидев отступившую бригаду Тальяферро, кавалеристы неожиданно (для меня) двинулись в её сторону и остановились в овраге неподалёку. Это было очень интересное решение! Сами кавалеристы оставались неуязвимыми для огня пехоты и артиллерии, но их присутствие неподалеку от полков Тальяферро не позволяло тем восстанавливаться! В игре есть правило, что для восстановления отряда вокруг в пределах трёх гексов не должно быть отрядов противника. А тут вздымающаяся пыль, топот копыт и ржанье лошадей совсем неподалёку. Солдаты волнуются и не слушаются приказов командиров.

Это ещё что, Слава рассказал, что в одной из предыдущих игр Илья Гудков, играющий за Север, с помощью этой же кавалерии захватил артиллерийскую батарею южан! (К слову, будущий лидер Белого движения Пётр Врангель в 1914 году за подобный подвиг получил Георгиевский крест).

Тем временем я решил воспользоваться слабостью левого фланга северян и перешёл в атаку. Полки противника отступили, но не были разбиты, хотя я и собрал достаточно сил, чтобы надеяться на более решительный результат. К тому же, продвинувшиеся вперёд полки оказались из разных бригад, что не позволяло им действовать совместно. А без этого мощный прорыв в тыл на плечах противника не получился.

После атаки южан. Видны отступившие части федералов и "светофор" полков южан, выдвинувшихся вперёд: зелёный из бригады Эрли, жёлтый из бригады Томаса и два красных из бригады Арчера.

На треке предпоследний ход нашего сценария. У южан разбито 4 полка, у северян 1.
Итак, мне не хватило скоординированности действий, чтобы развить успех контратаки. Воспользовавшись пассивностью конфедератов, северяне предпочли отвести войска, чтобы восстановить фронт и дать передышку уставшим частям.
Кроме того, героическая кавалерия попыталась атаковать в конном строю полк из свежеприбывшей бригады Пендера. Это было не самое удачное решение, поскольку она тут же была разбита и бежала с поля боя. Я решил этим воспользоваться, и отправил один из полков Эрли на захват победного гекса. Это мне удалось, но к гексу уже приближались два полка северян. Пользуясь складками местности они несколько раз избежали артиллерийсткого обстрела конфедератов и в итоге в стремительном броске атаковали и выбили мой полк из победного гекса! Да, пожалуй, этот гекс на краю игрового поля стал центральной точкой этой игры!

Но тут жаркое августовское солнце закатилось (закончился последний ход) и нам оставалось только подсчитать победные очки, добавив к ним боевую силу уничтоженных частей противника. Итогом стала тактическая (Minor) победа Союза. Основная атака федералам не удалась, ни один из противников не был разбит, но длительное владение одним из победных гексов, видимо, позволило генералу Натаниелю Бэнксу отправить в Вашингтон победную реляцию о том, что он в ходе боя захватил позиции южан.
 
Финал игры. Видно, что на треке разбитых войск находится 12 полков - кровавая битва.

Центр и правый фланг позиции конфедератов. Это не просто лес, это покрытые лесом холмы. В них хорошо укрываться, но очень тяжело маневрировать: перемещение по такой местности сильно затруднено.



Я не рассказал ещё об очень многих интересных вещах в игре: о том, что войскам можно отдавать разные приказы, и они будут по-разному себя вести; о маркерах событий, которые дают дополнительные бонусы (например, при атаке или при движении), о том, что у отрядов разные типы оружия у которых есть свои ограничения и возможности. Но я надеюсь, что  успею об этом рассказть в других отчётах об этой игре.
В общем, игра мне настолько понравилась, что я даже докупил для неё новую карту. Она более светлая, на ней обозначены победный гексы и более чётко выделены склоны холмов, влияющие на скрость передвижения:



Ксати, помимо уже нескольких игр, вышедших в этой серии, автор сделал, и компания GMT Games издала игру At Any Cost, которая основана на той же системе (с небольшими изменениями), но посвящена битве за Мец во время франко-прусской войны 1870 года. Интересно, отправится ли автор в другую сторону по хронологической оси и перенесёт ли систему в эпоху наполеоновских войн? Мне кажется, она хорошо бы легла на то время и позволила бы показать динамичность сражений.

5 комментариев:

  1. По Гражданской войне в США полный профан, но почитать было интересно. Особенно идея с отдачей приказов.

    ОтветитьУдалить
  2. Ответы
    1. Спасибо за подсказку, исправил. Рад, что кто-то читает мои обзоры :)

      Удалить
  3. и где взять перевод правил?
    на Тесере нашел только на английском.
    поделись, пожалуйста

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня на домашнем компе есть, вечером скину. И спрошу у автора перевода разрешения выложить на тесере.

      Удалить