четверг, 14 июня 2012 г.

Путь самурая: отчёт об игре Sekigahara


Наконец дошли руки оформить отчёт о самом первом варгейме, сыгранном в этом году. 4-го января, едва отойдя от встречи нового года, сыграли мы с Ильёй в новинку от фирмы GMT Games – игру Sekigahara. Увы, тогда написать отчёт не успел, с течением времени многое забылось, но к счастью, остались фотографии, которые помогут и мне (восстановить ход игры), и вам (понять, как в неё играют).
  



Коротко расскажу о событиях, которым посвящена игра. Япония, начало 17 века. Объединитель японских земель, Тоётоми Хидэёси умирает, оставив после себя малолетнего сына. Между феодалами разгорается борьба за влияние на наследника. Формируются две коалиции: Западную возглавляет ближайший сподвижник умершего правителя – Токугава Иэясу, Восточную - глава опекунского совета Ишида Мицунари. Подробнее об этом противостоянии и о решающем сражении при Секигахаре можно прочитать здесь.

Вообще, коалиция – ключевое слово в игре. Армии сторон состоят из отрядов, принадлежащих разным кланам, и далеко не всегда все кланы настроены к вам одинаково лояльно. Собственно, основной вызов, основная суть игры – в том, чтобы воевать (и побеждать) армиями, которые почти никогда не подчиняются вам полностью.

Итак, не помню уж, жребием или нет (наверное, жребием), но решилось, что я играю за Ишиду (жёлтых), а Илья за Токугаву. Чтобы вы сильно не путались, буду называть их по цветам: Ишида – жёлтые, Токугава – чёрные блоки.

Начало игры:  – Скажите «сыр». – А как будет «сыр» по-японски?

Черные – Токугава, жёлтые – Ишида.
Наша задача – либо уничтожить лидера противника (к вопросу о роли личности в истории), либо в конце игры лидировать по числу контролируемых замков и ресурсных областей (вернее, по сумме ПО, которые даются за них, замки «стоят» в два раза дороже).

Начальная расстановка

Моя основная армия расположена в Осаке. Видно, что армия эта состоит из блоков, принадлежащих нескольким кланам. В этом её слабость и её сила.
На заднем плане (будем считать, что на востоке) небольшая, но однородная армия клана Уесуги, тоже сражающегося за Ишиду, то есть за меня.
У Ильи три крупных армии, но они отделены друг от друга тонкой жёлтой линией моих гарнизонов.
Жёлтыми и чёрными квадратами с символами обозначены области, в которых можно нанимать блоки соответствующих кланов.
Чуть левее от армии Уесуги бликуют на фотографии отряды клана Мори. Гордые и независимые, они пока не в игре, я могу ввести их в дело, заплатив по карте за каждый блок, а это довольно дорого, так что лучше этим способом пользоваться либо когда дела идут очень хорошо, либо когда очень плохо. Впрочем, в критической ситуации, если противник атакует столицу, они приходят самостоятельно. Но это, конечно, не повод доводить дело до осады Осаки, потому что падение столицы означает гибель малолетнего наследника и поражение в игре.

Вообще, Sekigahara является Card Driven Game, «игрой с карточным движком» - вся активность в ней основана на розыгрыше карт. Но работа с колодой сделана очень остроумно и совершенно не похоже на другие CDG. Обычно большая часть карт используется в стратегической части игры, для активации отрядов, набора пополнений, движения, розыгрыша исторических событий и т.п, а к боевым относится небольшое число карт, которые, как правило, дают какие-либо бонусы при проведении битвы (например, модификатор к броску кубика). В Sekigahara же всё совершенно наоборот! На стратегическом уровне играется минимум карт: одна-две для активации отрядов, и одна для форсированного марша, причём даже не играются, а сбрасываются, и неважно, какие. А вот в сражении начинается почти ювелирная работа с картами. Причём, даже не в сражении, а задолго до него. Уже после раздачи надо прикинуть какую часть и какой армии удастся развернуть в бою, и в зависимости от этого определять стратегию на ход. В самом сражении нужно очень аккуратно распоряжаться картами, предусматривая возможность того, что противник может попытаться переманить некоторые ваши отряды на свою сторону.


Второй ход. Илья отправляет одну из своих армий… куда же?


...На штурм замка!

Атака Илья вполне логична: за замки даются Победные Очки, а кроме того, владелец большего числа замков получает дополнительную карту в начале каждого хода. А карты – это и стратегический, и тактический ресурс, лишними они не бывают.


Третий ход. Замок взят. Другая, «южная» армия Ильи выдвигается на север по направлению к ещё одному моему замку. Я перемещаю свою «Grand Armee» из Осаки в Киото, готовясь отбить свой замок.

Тут самое время поговорить о движении армий в игре. Стандартно армия может двигаться только на одну область. Не очень оперативно, верно? Но есть модификаторы, которые применяются почти всегда, и они могут значительно ускорить движение ваших войск. Во-первых, если вы двигаетесь по главным дорогам, вы получаете +1 к движению. Во-вторых, если ваша армия находится «под командованием», получите ещё +1. «Под командованием» - значит, что в армии есть блок лидера. В этом случае вам придётся показать его противнику, чтобы он убедился, что вы, кхм, честны. Впрочем, можно обойтись и без лидера, если ваша армия начинает движение в столице или в области с Замком. Таким образом, можно скрыть от противника присутствие лидера в вашей армии – пусть думает, что эти несколько тысяч вооружённых людей просто так гуляют в его направлении. Да, ещё один +1 можно получить за форсированный марш, сбросив одну карту с руки.

Итак, максимальная скорость передвижения войск – 4 области за раз. У вас может возникнуть резонный вопрос: отчего же моя армия не пошла сразу на противника? Дело в том, что кроме бонусов в игре не менее часто используются и штрафы. Вернее, штраф – он один, но зависит от размера армии: если в вашей армии больше 4 блоков - получите «-1» к движению, больше 8 блоков «- 2» и так далее. Нетрудно прикинуть, что отряд из 5 блоков без лидера не двинется по второстепенной дороге, придётся оставить кого-то на месте. А армию больше 16 блоков вообще никак не сдвинуть. Так что гонке за большими армиями есть свой предел (в отличие от некоторых других игр), что радует.
  

А вот и бой! Покажем Тогукавцам, чьи это земли!

Появился повод рассказать о боевой системе игры. Она очень оригинальна, и, как и вся игра, завязана на картах. Даже в большей степени, чем остальные механики, поскольку именно в сражении и становятся важными символы на картах.
Для того чтобы ввести отряд в бой, надо сыграть карту с символом его клана. Вывод отрядов проводится поочерёдно до тех пор, пока оба игрока не спасуют. После этого подсчитывается боевая сила введённых в бой отрядов и тот игрок, у которого она больше, выигрывает сражение.

Иметь просто большую армию – совершенно недостаточно для победы. Очень важно иметь на руке карты тех кланов, которые присутствуют в вашей армии. Отсюда и сложности больших армий: если она состоит из множества блоков разных кланов, то она почти всегда сможет воевать, но зачастую неполным составом. Если же она будет состоять из отрядов одного-двух кланов, у вас может не оказаться в нужное время их карт и ваша армия будет бессильной, настоящий колосс на глиняных ногах. В то же время, у однородных армий есть весьма ценное преимущество: за каждый следующий блок того же клана игрок получает в бою бонус, который растёт в арифметической прогрессии. Так что вопрос, какого типа армию собирать – очень и очень непростой.
  


Первый бой выигран, замок освобождён. Во втором бою я атакую армией клана Уесуги.  



Снова победа, позволяющая мне отобрать ресурсную область противника.
Вообще, Илье не везло в боях в этой игре. По-моему, он выиграл лишь один бой.
  


Общий вид игрового стола. Пройдёмся по нему (взглядом), скажем, против часовой стрелки. Что мы видим:
В коробке – «убитые» блоки, их больше нельзя нанимать.
Колода сброса – туда уходят сыгранные карты.
Телефон, средство возвращения к реальности.
Моя «рука» - карты, которыми я сейчас располагаю, и памятка игрока, служащая для напоминания о том, что лежащий перед игроком листок – это памятка игрока.
Игровая колода, из которой я добираю карты.
Крышка от объектива, если бы я не снял и не положил её сюда, то мы бы вообще ничего не увидели.
Мешочек подкреплений. Из него тянутся отряды, которые потом можно нанять.
Кубики – не нужны! Мы использовали один, как маркер, обозначающий место проходящей битвы.
  


Конец четвёртого хода. Замок в центре взят Ильёй. Его северная армия начала своё движение в сторону моей столицы (хотя до неё ещё далеко).
Тем временем мне удалось уничтожить «дальнюю» армию чёрных и почти полностью - «первую». Я занял две области найма чёрных, теперь Илья не может покупать сразу несколько отрядов этих кланов, он может покупать только по одному в других областях найма. Это очень важный момент в игре, контролируя вражеские области найма, можно сильно осложнить жизнь противнику.



Пятый ход. Илья перегруппировывается. Северная армия чёрных была разбита в бою, и её остатки, отступив, соединились с частями южной армии, которые к этому времени заняли незащищённую ресурсную область жёлтых. Путь к ещё одной области найма коалиции Токугавы открыт. Чёрных зажимают с двух сторон.
  
  

Начало седьмого хода. Запад страны полностью зачищен от войск Токугавы. Его северная группировка разбита и отступила. Вновь набранная на юге армия двинулась вперёд, атаковала и победила в бою армию Уесуги, однако общей ситуации это не изменило – против двух слабых армий чёрных жёлтые имеют 4 превосходящие их по размеру армии. По очкам лидируют жёлтые. Даже если чёрным и удастся удержать свои замки и ресурсные области (что сомнительно – две из трёх областей находятся в пределах досягаемости моих войск), то на наступательные действия у них просто нет сил.
Мы решили не доигрывать последний ход, чёрные сдались.

Было, кстати, в боях несколько интересных моментов.
Первый, когда я переманил у Ильи отряд на свою сторону, а Илья переманил мой отряд.
Второй, когда я по одной карте переманил сразу два вражеских отряда (есть такая опция).
Третий, уже на 6 ходу мы могли бы официально завершить игру, поскольку я поймал Токугаву, подкреплённого всего одним отрядом. Мне удалось переманить отряд на свою сторону, а вот нанести боевых хитов не удалось, так что чёрные должны были применить к своим войскам всего один хит, как проигравшие битву. Илья было хотел заставить Токугаву совершить сепукку и закончить на этом игру. Но по правилам, сначала должны быть нанесены хиты отрядам – предателям. Поэтому перебежчики были уничтожены, а сам Токугава сумел отступить.

Итоги

Мне игра очень понравилась. Она динамичная, быстрая. В ней есть место блефу - можно пугать противника большой армией, не имея на руках карт для ввода её в бой. Каждый ход приходится сталкиваться с новой ситуацией, когда те или иные войска отказываются воевать. С другой стороны, есть место и стратегическому расчёту - в конце хода сбрасывается только половина руки, что позволяет сохранять самые важные карты.
Ещё мне очень нравится, что после каждого сражения добираются новые карты вместо разыгранных в бою. Таким образом, поощряется проведение большого числа боёв. Действительно, «война сама войну питает».
В общем, это простая для освоения (всего 8 страниц правил), интересная, увлекательная игра.

Обычно я пишу, что вот, мол, с удовольствием сыграю ещё. Но тут реальные события опередили отчёт - я уже сыграл вновь в Sekigahara (на этот раз с Женей), и игра вновь вызвала лишь положительные эмоции.
На этот раз я сел играть за клан «чёрных» - Такеда. Решающей в игре стали две битвы: сначала в одной из битв я сумел переманить на свою сторону сразу два отряда противника (и это принесло мне победу в бою). Женя тоже пытался переманить отряд, но слишком рано, у меня ещё были соответствующие карты в руке. А я ещё раз убедился, что нельзя оставлять двойную карту последней – иначе можно лишиться сразу двух отрядов.
Вторая крупная битва была под конец игры. Моя армия была меньше, но у меня было достаточно карт (часть их очень вовремя пришла в руку, а другую часть я придерживал ещё с предыдущего хода), чтобы всю её отправить в бой, в том числе и отряды со спецспособностями. Это позволило набрать мне много очков боевой силы, и враг был разбит.

И да, я с удовольствием сыграю в неё ещё!

7 комментариев:

  1. Hi, may I re blog to : www.meshtime.com in English for USA readers? I will provide a link back to your blog.
    GREAT JOB!!!!
    Thank you for writing so good!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hi! Yes of course, you can repost my AAR. I hope USA wargamers like it.

      Удалить
  2. Thank you!
    http://meshtime.com/2012/06/14/sekigahara-by-makvlad/

    ОтветитьУдалить
  3. Отличный обзор, прочитал с удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, интересный обзор. Недавно сыграл первую партию. Понравилось. Правда всегда ощущалась нехватка нужных карт, а накопить их никак не выходило.

    ОтветитьУдалить
  5. Макс, спасибо за отчет!
    Интересно - зашибись.

    Сразу хочется сыграть...

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, очень интересный обзор!
    Занес игру в виш-лист.
    Очень понравился момент с шутливым обзором стола. Улыбнулся и со свежим вниманием дочитал статью!
    Ser Vershitel

    ОтветитьУдалить