Наконец дошли руки оформить отчёт о самом первом варгейме,
сыгранном в этом году. 4-го января, едва отойдя от встречи нового года, сыграли
мы с Ильёй в новинку от фирмы GMT Games
– игру Sekigahara. Увы,
тогда написать отчёт не успел, с течением времени многое забылось, но к
счастью, остались фотографии, которые помогут и мне (восстановить ход игры), и
вам (понять, как в неё играют).
Коротко расскажу о событиях, которым посвящена игра. Япония,
начало 17 века. Объединитель японских земель, Тоётоми Хидэёси умирает, оставив
после себя малолетнего сына. Между феодалами разгорается борьба за влияние на
наследника. Формируются две коалиции: Западную возглавляет ближайший сподвижник
умершего правителя – Токугава Иэясу, Восточную - глава опекунского совета Ишида
Мицунари. Подробнее об этом противостоянии и о решающем сражении при Секигахаре можно прочитать здесь.
Вообще, коалиция – ключевое слово в игре. Армии сторон
состоят из отрядов, принадлежащих разным кланам, и далеко не всегда все кланы
настроены к вам одинаково лояльно. Собственно, основной вызов, основная суть
игры – в том, чтобы воевать (и побеждать) армиями, которые почти никогда не
подчиняются вам полностью.
Итак, не помню уж, жребием или нет (наверное, жребием), но
решилось, что я играю за Ишиду (жёлтых), а Илья за Токугаву. Чтобы вы сильно не
путались, буду называть их по цветам: Ишида – жёлтые, Токугава – чёрные блоки.
| Начало игры: – Скажите «сыр». – А как будет «сыр» по-японски? |
Черные – Токугава, жёлтые – Ишида.
Наша задача – либо уничтожить лидера противника (к вопросу о
роли личности в истории), либо в конце игры лидировать по числу контролируемых
замков и ресурсных областей (вернее, по сумме ПО, которые даются за них, замки
«стоят» в два раза дороже).
| Начальная расстановка |
Моя основная армия расположена в
Осаке. Видно, что армия эта состоит из блоков, принадлежащих нескольким кланам.
В этом её слабость и её сила.
На заднем плане (будем считать, что на востоке) небольшая,
но однородная армия клана Уесуги, тоже сражающегося за Ишиду, то есть за меня.
У Ильи три крупных армии, но они отделены друг от друга тонкой
жёлтой линией моих гарнизонов.
Жёлтыми и чёрными квадратами с символами обозначены области,
в которых можно нанимать блоки соответствующих кланов.
Чуть левее от армии Уесуги бликуют на фотографии отряды
клана Мори. Гордые и независимые, они пока не в игре, я могу ввести их в дело,
заплатив по карте за каждый блок, а это довольно дорого, так что лучше этим способом
пользоваться либо когда дела идут очень хорошо, либо когда очень плохо. Впрочем,
в критической ситуации, если противник атакует столицу, они приходят
самостоятельно. Но это, конечно, не повод доводить дело до осады Осаки, потому
что падение столицы означает гибель малолетнего наследника и поражение в игре.
Вообще, Sekigahara является Card Driven Game, «игрой с
карточным движком» - вся активность в ней основана на розыгрыше карт. Но работа
с колодой сделана очень остроумно и совершенно не похоже на другие CDG. Обычно большая часть карт используется в стратегической
части игры, для активации отрядов, набора пополнений, движения, розыгрыша
исторических событий и т.п, а к боевым относится небольшое число карт, которые,
как правило, дают какие-либо бонусы при проведении битвы (например, модификатор
к броску кубика). В Sekigahara же всё совершенно наоборот!
На стратегическом уровне играется минимум карт: одна-две для активации отрядов,
и одна для форсированного марша, причём даже не играются, а сбрасываются, и
неважно, какие. А вот в сражении начинается почти ювелирная работа с картами.
Причём, даже не в сражении, а задолго до него. Уже после раздачи надо прикинуть
какую часть и какой армии удастся развернуть в бою, и в зависимости от этого
определять стратегию на ход. В самом сражении нужно очень аккуратно
распоряжаться картами, предусматривая возможность того, что противник может
попытаться переманить некоторые ваши отряды на свою сторону.
| Второй ход. Илья отправляет одну из своих армий… куда же? |
| ...На штурм замка! |
Атака Илья вполне логична: за замки даются Победные
Очки, а кроме того, владелец большего числа замков получает дополнительную
карту в начале каждого хода. А карты – это и стратегический, и тактический
ресурс, лишними они не бывают.
Третий ход. Замок взят. Другая, «южная» армия Ильи
выдвигается на север по направлению к ещё одному моему замку. Я перемещаю свою «Grand Armee» из Осаки в Киото,
готовясь отбить свой замок.
Тут самое время
поговорить о движении армий в игре. Стандартно армия может двигаться только на
одну область. Не очень оперативно, верно? Но есть модификаторы, которые
применяются почти всегда, и они могут значительно ускорить движение ваших
войск. Во-первых, если вы двигаетесь по главным дорогам, вы получаете +1 к
движению. Во-вторых, если ваша армия находится «под командованием», получите
ещё +1. «Под командованием» - значит, что в армии есть блок лидера. В этом
случае вам придётся показать его противнику, чтобы он убедился, что вы, кхм,
честны. Впрочем, можно обойтись и без лидера, если ваша армия начинает движение
в столице или в области с Замком. Таким образом, можно скрыть от противника
присутствие лидера в вашей армии – пусть думает, что эти несколько тысяч
вооружённых людей просто так гуляют в его направлении. Да, ещё один +1 можно
получить за форсированный марш, сбросив одну карту с руки.
Итак, максимальная скорость передвижения войск – 4 области
за раз. У вас может возникнуть резонный вопрос: отчего же моя армия не пошла
сразу на противника? Дело в том, что кроме бонусов в игре не менее часто
используются и штрафы. Вернее, штраф – он один, но зависит от размера армии: если
в вашей армии больше 4 блоков - получите «-1» к движению, больше 8 блоков «- 2»
и так далее. Нетрудно прикинуть, что отряд из 5 блоков без лидера не двинется
по второстепенной дороге, придётся оставить кого-то на месте. А армию больше 16
блоков вообще никак не сдвинуть. Так что гонке за большими армиями есть свой
предел (в отличие от некоторых других игр), что радует.
| А вот и бой! Покажем Тогукавцам, чьи это земли! |
Появился повод
рассказать о боевой системе игры. Она очень оригинальна, и, как и вся игра,
завязана на картах. Даже в большей степени, чем остальные механики, поскольку
именно в сражении и становятся важными символы на картах.
Для того чтобы ввести
отряд в бой, надо сыграть карту с символом его клана. Вывод отрядов проводится
поочерёдно до тех пор, пока оба игрока не спасуют. После этого подсчитывается
боевая сила введённых в бой отрядов и тот игрок, у которого она больше,
выигрывает сражение.
Иметь просто большую армию – совершенно недостаточно для
победы. Очень важно иметь на руке карты тех кланов, которые присутствуют в
вашей армии. Отсюда и сложности больших армий: если она состоит из множества
блоков разных кланов, то она почти всегда сможет воевать, но зачастую неполным
составом. Если же она будет состоять из отрядов одного-двух кланов, у вас может
не оказаться в нужное время их карт и ваша армия будет бессильной, настоящий
колосс на глиняных ногах. В то же время, у однородных армий есть весьма ценное
преимущество: за каждый следующий блок того же клана игрок получает в бою бонус,
который растёт в арифметической прогрессии. Так что вопрос, какого типа армию
собирать – очень и очень непростой.
Снова победа, позволяющая мне отобрать ресурсную область противника.
Вообще, Илье не везло в боях в этой игре. По-моему, он
выиграл лишь один бой.
Общий вид игрового стола. Пройдёмся по нему (взглядом), скажем, против часовой стрелки. Что мы видим:
В коробке – «убитые» блоки, их больше нельзя нанимать.
Колода сброса – туда уходят сыгранные карты.
Телефон, средство возвращения к реальности.
Моя «рука» - карты, которыми я сейчас располагаю, и памятка
игрока, служащая для напоминания о том, что лежащий перед игроком листок – это
памятка игрока.
Игровая колода, из которой я добираю карты.
Крышка от объектива, если бы я не снял и не положил её сюда,
то мы бы вообще ничего не увидели.
Мешочек подкреплений. Из него тянутся отряды, которые потом
можно нанять.
Кубики – не нужны! Мы использовали один, как маркер,
обозначающий место проходящей битвы.
Конец четвёртого хода. Замок в центре взят Ильёй. Его северная армия начала своё движение в сторону моей столицы (хотя до неё ещё
далеко).
Тем временем мне удалось уничтожить «дальнюю» армию чёрных и
почти полностью - «первую». Я занял две области найма чёрных, теперь Илья не
может покупать сразу несколько отрядов этих кланов, он может покупать только по
одному в других областях найма. Это очень важный момент в игре, контролируя вражеские области найма, можно сильно осложнить жизнь противнику.
Пятый ход. Илья перегруппировывается. Северная армия чёрных
была разбита в бою, и её остатки, отступив, соединились с частями южной армии,
которые к этому времени заняли незащищённую ресурсную область жёлтых. Путь к
ещё одной области найма коалиции Токугавы открыт. Чёрных зажимают с двух сторон.
Начало седьмого хода. Запад страны полностью зачищен от войск
Токугавы. Его северная группировка разбита и отступила. Вновь набранная на юге
армия двинулась вперёд, атаковала и победила в бою армию Уесуги, однако общей
ситуации это не изменило – против двух слабых армий чёрных жёлтые имеют 4
превосходящие их по размеру армии. По очкам лидируют жёлтые. Даже если чёрным и
удастся удержать свои замки и ресурсные области (что сомнительно – две из трёх
областей находятся в пределах досягаемости моих войск), то на наступательные
действия у них просто нет сил.
Мы решили не доигрывать последний ход, чёрные сдались.
Было, кстати, в боях
несколько интересных моментов.
Первый, когда я
переманил у Ильи отряд на свою сторону, а Илья переманил мой отряд.
Второй, когда я по
одной карте переманил сразу два вражеских отряда (есть такая опция).
Третий, уже на 6 ходу
мы могли бы официально завершить игру, поскольку я поймал Токугаву,
подкреплённого всего одним отрядом. Мне удалось переманить отряд на свою
сторону, а вот нанести боевых хитов не удалось, так что чёрные должны были
применить к своим войскам всего один хит, как проигравшие битву. Илья было
хотел заставить Токугаву совершить сепукку и закончить на этом игру. Но по
правилам, сначала должны быть нанесены хиты отрядам – предателям. Поэтому перебежчики
были уничтожены, а сам Токугава сумел отступить.
Итоги
Мне игра очень понравилась. Она динамичная, быстрая. В ней
есть место блефу - можно пугать противника большой армией, не имея на руках
карт для ввода её в бой. Каждый ход приходится сталкиваться с новой ситуацией,
когда те или иные войска отказываются воевать. С другой стороны, есть место и
стратегическому расчёту - в конце хода сбрасывается только половина руки, что
позволяет сохранять самые важные карты.
Ещё мне очень нравится, что после каждого сражения
добираются новые карты вместо разыгранных в бою. Таким образом, поощряется проведение
большого числа боёв. Действительно, «война сама войну питает».
В общем, это простая для освоения (всего 8 страниц правил),
интересная, увлекательная игра.
Обычно я пишу, что вот, мол, с удовольствием сыграю ещё. Но
тут реальные события опередили отчёт - я уже сыграл вновь в Sekigahara (на этот раз с Женей), и игра
вновь вызвала лишь положительные эмоции.
На этот раз я сел играть за клан «чёрных» - Такеда. Решающей
в игре стали две битвы: сначала в одной из битв я сумел переманить на свою
сторону сразу два отряда противника (и это принесло мне победу в бою). Женя
тоже пытался переманить отряд, но слишком рано, у меня ещё были соответствующие
карты в руке. А я ещё раз убедился, что нельзя оставлять двойную карту
последней – иначе можно лишиться сразу двух отрядов.
Вторая крупная битва была под конец игры. Моя армия была
меньше, но у меня было достаточно карт (часть их очень вовремя пришла в руку, а
другую часть я придерживал ещё с предыдущего хода), чтобы всю её отправить в
бой, в том числе и отряды со спецспособностями. Это позволило набрать мне много
очков боевой силы, и враг был разбит.
И да, я с удовольствием сыграю в неё ещё!

Hi, may I re blog to : www.meshtime.com in English for USA readers? I will provide a link back to your blog.
ОтветитьУдалитьGREAT JOB!!!!
Thank you for writing so good!
Hi! Yes of course, you can repost my AAR. I hope USA wargamers like it.
УдалитьThank you!
ОтветитьУдалитьhttp://meshtime.com/2012/06/14/sekigahara-by-makvlad/
Отличный обзор, прочитал с удовольствием!
ОтветитьУдалитьСпасибо, интересный обзор. Недавно сыграл первую партию. Понравилось. Правда всегда ощущалась нехватка нужных карт, а накопить их никак не выходило.
ОтветитьУдалитьМакс, спасибо за отчет!
ОтветитьУдалитьИнтересно - зашибись.
Сразу хочется сыграть...
Спасибо, очень интересный обзор!
ОтветитьУдалитьЗанес игру в виш-лист.
Очень понравился момент с шутливым обзором стола. Улыбнулся и со свежим вниманием дочитал статью!
Ser Vershitel