вторник, 14 августа 2012 г.

Лучшие варгеймы - 2011

Итак, подведены итоги очередного варгеймерского года. Я уже писал о лучших варгеймах по версии журнала Wargamer. А эта статья посвящена самой главной варгеймерской премии, Charles S. Roberts Awards.



Названа она в честь Чарльза Робертса, который является создателем первых настольных варгеймов в их современном виде и основателем фирмы Avalon Hill, первого профессионального издательства варгеймов.

Чарлз Робертс на варгеймерском фестивале в Детройте в 1983 году.

Вот они, победители и номинанты этого года:



Лучшая игра от античности до наполеоновской эпохи

Sekigahara (by Matthew Calkins), GMT Games



Я очень рад, что выиграла именно Sekigahara, я голосовал за неё. Это очень необычная игра, при всей своей простоте и абстрактности, она очень достоверно передаёт хаос гражданской войны. Пусть в данном случае это гражданская война в Японии, но высокий уровень неуправляемости, отряды, готовые перебежать на сторону противника, войска, отказывающиеся идти в бой - всё это характерно для многих вооружённых конфликтов, происходящих внутри одного государства.



Остальные номинанты выглядели явно послабее:
A Few Acres of Snow, про который до сих пор не ясно, варгейм это или нет,
Field Commander: Napoleon - отличная соло-игра, но не откровение и не прорыв,
Infidel - продолжение средневековой серии Ричарда Берга (не путать с Ричардом Боргом!), которую я не могу назвать удачной,
La Bataille de la Moscowa - полторы тысячи фишек для отыгрыша близкого нам, но малоинтересного с точки зрения военного искусства Бородинского сражения.



Лучшая игра от наполеоновской эпохи до Второй мировой войны


None But Heroes (by Dean Essig), Multi Man Publications




Продолжая тему гражданских войн, победу одержала игра посвящённая самому кровавому сражению гражданской войны в Америке, битве при Энтитеме. С одной стороны, игра является наследницей других игр масштаба "фишка - полк" от этой фирмы, с другой она заявлена, как первая ласточка новой серии Line of Battle, которая улучшает и адаптирует правила к новым варгеймерским требованиям. Так, из игры убраны письменные приказы и листы с расписками отрядов, в которых надо было отмечать их текущее состояние. Больший упор сделан на взаимодействие родов войск и различные тактические приёми, применявшиеся в то время.



С ней соревновались две игры по Первой мировой войне (Breakthrough: Cambrai и Into the Bastards! - First tank battle), ещё одна игра по ACW, на этот раз про сражение при Гетисберге (Gettysburg: the Wheatfield) и игра Strike of the Eagle, посвящённая советско-польской войне. Я голосовал за последнюю, не только потому, что она ближе мне по теме, чем остальные, но и потому, что в её разработке и тестировании участвовали наши российские варгеймеры. Как знать, возможно в будущем они создадут новые игры на основе этой очень интересной игровой системы (деревянные блоки + маркеры приказов).



 Лучшая игра по Второй мировой войне

No Retreat: The Russian Front Delux Edition (by Carl Paradis), GMT Games




Её победа, наверное, была закономерна. Разработчику удалось сделать стратегическую игру по грандиозной войне с очень небольшим количеством фишек. Причём, игра получилась очень умной, динамичной аполненной интересными идеями. Иногда она напоминает шахматы, в ней нужно чётко просчитывать ходы, и в то же время есть место случаю - присутствует и кубик, и карты событий. Возможность сыграть Барбароссу за один вечер, да так, чтобы это не было "игрой в одни ворота" (в играх про 1941 год Советам часто достаётся роль "мальчика для битья") - это достойно награды.



Впрочем, у меня в этой номинации был свой фаворит - Fighting Formations : Grossdeustchland Infantry Division. Это тактика ротного масштаба также с кучей новых механик и правил. Очень интересная оригинальная система приказов разной стоимости, боевая система в которой вместо модификаторов используются кубики с разным числом граней, много интереснейших нюансов, благодаря которым полностью погружаешься в игру. Остаётся радоваться, что победил её достойный соперник, я тоже долго не мог выбрать, какой из игр отдать свой голос.
Остальные игры явно проигрывали по популярности:
Band of Brothers: Screaming Eagles, интересная игра тактического уровня со сценариями небольших размеров. Разработчики позиционируют её, как наиболее реалистичную с точки зрения тактики действий небольших групп. В то же время некоторые игроки жалуются на недостаток хаоса на поле боя. Мне очень хочется попробовать сыграть в эту игру, поскольку она меня очень заинтересовала.
Nightfighter - игра про ночные истребители в небе Германии. Это игра для полутора игроков, один играет за истребителя-охотника, задача второго - задать направление движения бомбардировщиков и сообщать первому, когда те окажутся в пределах его видимости.
 Where Eagles Dare - очередной "монстр" от фирмы MMP (что-то около 2000 фишек), посвящённая знаменитой операции союзников "Маргет Гарден". Говорят, правила у неё довольно простые, что неудивительно, учитывая число фишек, иначе в неё невозможно было бы играть.



Лучшая игра эпохи после Второй мировой войны


Lock 'n Load: Heroes of the Gap (by Pete Abrams, Mark H. Walker), Lock 'n Load Publishing



Тут мы вступаем на скользкий путь альтернативной истории. Игра повествует о боях на территории Западной Германии между войсками НАТО и Варшавского договора, если бы в 1985 году началась третья мировая война. Неплохой выбор для тех, кто не хочет играть в войны, в которых погибали реальные люди. Играйте и радуйтесь, что такого не было!
Я не очень хорошо разбираюсь в играх на эту тему. Но фирма Lock 'n Load прочно её оседлала. Достаточно сказать, что в этом году номинировалась ещё одна их игра с тем же сеттингом, World at War: Paris is Burning, но более крупного масштаба.



С остальными номинантами я почти не знаком, поэтому их только перечислю:
Falklands Showdown (by Philip Sharp), Strategy & Tactics magazine (Decision Games),
Meatgrinder (by Perry Moore), Against the Odds magazine (Вьетнам),
Phantom Fury (by Laurent Closier), Nuts Publishing (сражение в играке за город Фалуджа).


Лучший фантастический или фентезийный варгейм

Space Empires 4X (by Jim Krohn), GMT Games



Поскользнувшись на "альтернативке", куда же ещё катиться? Конечно, в фантастику!
В ней я совсем не силён, хотя слышал, что многим Eclipse нравится больше. Если нравится - голосуйте, он номинировался на премию, а пока из двух игр, посвящённых развитию в космосе победителем стало творение фирмы GMT Games.



Меня же больше заинтересовала соло-игра Space Infantry, в которой игроку надо собирать боевую группу и обследовать с её помощью подземелья и участки новых планет.
Кроме того, в номинантах были Dawn of the Zeds, соло-игра про зомби от фирмы VPG и широко всем известная A Game of Thrones: The Board Game (2nd edition).



Лучший варгейм, изданный в журнале


Into the Bastards! - First tank battle (by Nicolas Rident), Battles magazine



Достаточно простая и интересная игра про наступление "Michael", которое немцы провели в апреле 1918 года и в ходе которого впервые произошло танковое сражение. Интересные находки в игре: вместо атаки, защиты и движения, у отрядов один фактор "боевой активности", тратя который приходится искать баланс между дальностью перемещения и силой последующей атаки; комбинированная система активации отражает постепенную потерю управления войсками по ходу развития операции.



В общем, как мне кажется, игра достойна награды, хотя я болел по понятным причинам за Russian Civil War, изданную в журнале Strategy & Tactics.
Остальные номинанты:

Birth of a Legend (by Michael Rinella), Against the Odds magazine (гражданская война в Америке),
Hungarian Nightmare (by Mark Stille), Against the Odds magazine (борьба за город Будапешт в конце ВМВ),
The Hardest Days (by John H. Butterfield), World at War magazine (битва в воздухе за Британию).


Лучший варгейм типа "распечатай и играй"

The Battle of Halle 1806 (by Dennis A. Spors, James Soto, Monte Mattson, Michael Neylan)



Бесплатное дополнение к серии La Bataille от фирмы Clash of Arms. Ещё одну, правда коммерческую, представительницу этой серии,  La Bataille de la Moscowa, я упоминал в начале статьи. Вообще, мне трудно что-либо сказать про эту номинацию. Я люблю играть, а не распечатывать. Так что просто перечислю проигравших претендентов:

Blitzkrieg Met: Stonne (by Paul Rohrbaugh)
Fighting Steam! (by Chris harding)
Kampfgruppe Scherer: the Shield of Cholm (by Andrew Hershey)
Six Days of War: The Arab-Israeli Conflict, 1967 (by Paul Rohrbaugh)



Лучшее расширение/дополнение к игре

Advanced Squad Leader: Starter Kit Expansion Pack #1 (by Ken Dunn), Multi Man Publications



Тут мне кажется, организаторы, скажем так, несколько погрешили против истины. На самом деле ASL Starter Kit Expansion Pack #1 это вполне самостоятельная игра, в неё можно играть не имея других игр серии. Так что её место в номинации "Лучший варгейм по ВМВ", где у неё, скорее всего, против No retreat! шансов не было.

Жаль, нам не известно распределение голосов, тогда можно было бы узнать, кто занял второе место из действительно дополнений к играм:

Combat Commander: Battle Pack #4: New Guinea (by John Foley), GMT Games
Commands & Colors: Ancients: the Spartan Army (by Richard Borg), GMT Games
Commands & Colors: Napoleonics Expansion #1: The Spanish Army (by Richard Borg), GMT Games
Roundhammer 1943 (an expansion for Liberty Roads) (by Yves le Quellec), Hexasim

Я голосовал за Спарту: новая армия, новый тип войск, несколько видов спецотрядов - отличное дополнение к основной игре. В следующем году буду голосовать за "Русское" расширение для Наполеоники, если не будет более достойных конкурентов.


Лучшая графика в игре

Where The Eagles Dare MMP



Как и в прошлый раз, предоставляю вам посмотреть на игры в этой номинации и самим сделать выводы, какая из них красивее. No Retreat! The Russian Front и Sekigahara вы уже видели выше, вот оставшиеся:


La Bataille de la Moscowa (third edition)



Night Drop (Battles Magazine)



Кратко несколько журнальных номинаций.

Лучший журнал про варгеймы по прежнему Battles Magazine. Они действительно молодцы, пишут статьи про игры, а не про историю. Много обзоров, аналитических статей, анонсов, интервью с разработчиками и главное - много больших и красивых картинок!

Лучший любительский журнал Line of Departure. Я его, к сожалению, не выписываю, поскольку он платный, а платных мне и профессиональных журналов хватает. Некоторые статьи из этого журнала можно почитать здесь.


Лучшая журнальная статья - To Script or Not to Script, that is the question? Mark Herman C3i #25
в которой известный дизайнер, автор первой игры с карточным движком, We the People, рассуждает о том, каким образом и насколько сильно колода Событий в играх такого типа должна влиять на игровой процесс.

Лучший обзор игры - Labyrinth, David Hughes



Статья вышла в 6-м номере журнала Battles Magazine. Игра эта посвящена борьбе цивилизованного мира с террористами. Тема актуальная и непростая, некоторые люди даже отказывались играть в неё по понятным причинам. И автор постарался коснуться этой темы очень аккуратно, первая часть его обзора называлась: "Народ, это же просто игра...". Обзор действительно был очень хорошим. Это не просто пересказ правил, но и подробный анализ, насколько адекватно игра отражает реальность современного мира. Там даже был пример планирования и розыгрыша первого хода игры. В общем всем, кого интересует игра Labyrinth, а также всем, кто хочет научиться писать качественные обзоры, очень рекомендую к прочтению.

Премию имени Джеймса Даннигана за элегантный дизайн получил Adam Starkweather. Адам - девелопер многих игр фирмы MMP. Он доработал множество игр, довёл их до того состояния, когда играть в них интересно  не только разработчику и его друзьям. Адам тесно сотрудничает с японсикими дизайнерами, он приложил руку к таким играм, как A Victory Lost/Denied, A Most Dangerous Time, Warriors of God, The Tide at Sunrise: The Russo-Japanese War, 1904-1905. И, наконец, его первое самостоятельное творение - игра The Devil's Cauldron: The Battles for Arnhem and Nijmegen, вторая часть которой (Where Eagles Dare), как я уже писал выше, номинировалась в этом году на звание лучшей игры по ВМВ и взяла приз за лучший графический дизайн.



А в "Зал славы" на этот раз попал Ed Wimble, разработчик серии La Bataille.




В заключение парой строк упомяну компьютерные варгеймы-победители:

Средневековье - Shogun 2 Total War
ВМВ - Combat Mission: Battle for Normandy. Не понимаю, как ей удалось обойти такую замечательную игру, как Panzer Corps.

На этом всё! Играйте в варгеймы, это лучшая награда для их разработчиков!





2 комментария:

  1. "ВМВ - Combat Mission: Battle for Normandy. Не понимаю, как ей удалось обойти такую замечательную игру, как Panzer Corps."
    Вы действительно считаете себя варгеймером? Симулятор командира роты/батальона против игрульки-ремейка, которая максимум тянет на light wargame?

    ОтветитьУдалить
  2. Ваш комментарий настолько хамский по форме, что обсуждать его содержание у меня нет никакого желания.

    ОтветитьУдалить