воскресенье, 28 марта 2021 г.

The Conquistadors: не всё то золото, что блестит

Сыграли вчера нашей мощной варгеймерской группой в новинку компании Compass Games под названием The Conquistadors: The Spanish Conquest of the Americas 1518-1548. Тема лично для меня очень интересная ещё со времён компьютерной Colonisation Сида Мейера, которая мне нравилась больше чем Цивилизация. 

Оформление поначалу впечатляет и завораживает! Две красочные карты из толстого картона, куча фишек карты. Но когда начинаешь приглядываться, видишь, что на карте остались какие-то предпечатные артефакты (лишние линии на областях с буквами D и L), иллюстраций на картах событий нет, запоминать их придётся только по названию и тексту, фишки оформлены очень странно: наружная окантовка одинаково зелёная, внутренняя - различные оттенки зелёного: от бледно-зелёного до ярко-зелёного через жёлто-зелёный, сине-зелёный и красно-зелёный. Фишки конкистадоров сделаны с красной или с коричневой окантовкой, к игрокам привязки не имеют, так что на карте нельзя понять где чей конкистадор. На фишках конкистадоров, ничего кроме их имён нет - их параметры и войска лежат на соответствующих карточках вне игрового поля. Почему не сделали фишки экспедиций, окрашенные в цвет игроков, неясно. 

Порядок хода игроков перед каждым ходом определяется просто бросками кубиков, ни победные очки, ни таланты конкистадоров в расчёт не принимаются. Фактически вся наша игра свелась к отдельным четырём приключениям каждого из игроков. Если есть игры типа "кинь-двинь", то эта игра из разряда "двинь-кинь": передвинулся на одну область, бросаешь кубик на исследование. Нашёл что-то хорошее, в следующий импульс передвигаешься в область более высокого уровня и снова бросаешь. Не нашёл - в следующий импульс идёшь в область того же уровня и снова бросаешь. 

У каждого конкистадора своё приключение, в которое другие практически не вмешиваются. Низкое (откровенно говоря, никакое) взаимодействие конкистадоров на игровом поле компенсируется розыгрышем множества вредных карт на соперников. Но эта механика выглядит отдельно вставленным элементом, чтобы хоть как-то вовлечь игроков в действия друг против друга. То, что это эрзац, проявляется, например, в том, что активизируя индейцев для сражения с конкистадором соперника, вы обязаны пропустить активацию собственного конкистадора. 

В общем остаётся ощущение неплохой приключенческой соло-игры, которую увеличили в пять раз. 

Краткое содержание нашей игры:

Ход 1. Наши конкистадоры высаживаются на берег в разных местах Нового Света. Все находят деревни и небольшие городки, я нахожу деревню и кучу москитов. 

Ход 2. Все находят крупные города и империи. Я отбился от москитов и нашёл вторую деревню.

Ход 3. Все грабят столицы империй или совершают географические открытия. Я нашёл крупный город. 

Конец игры.  

Теперь немного подробнее и с фотографиями.

Начало игры, у каждого игрока на карте по одному конкистадору. У меня (справа внизу) фишки белого цвета, у Славы (справа наверху) синего, а Алексея (слева внизу) желтого, у Ильи (слева наверху) - красного. Что, вы не можете найти их на игровом поле? Я тоже с большим трудом нахожу.


Братья-конкистадоры. Все углубились в правила, я фотографирую. Как кто-то заметил: "а ты, Макс, играешь для того, чтобы постить фотки в Телеграме". Что ж, доля правды в этом есть. Но не только, играть и общаться мне тоже нравится :)  

На ближнем плане две карты моих конкистадоров. По фишкам справа можно наконец увидеть, что я - "белый" игрок. А вот фишки войск у всех одинаковые и тоже почему-то белые!

Результаты моего первого хода: одна деревня и 4 области с москитами. Правда, ни к чему критическому это не приводит - всего лишь 1 моральный хит при проверке на истощение в конце хода, который достаточно легко снимается действием восстановления. Характерно, кстати, для этой игры: куча правил, спец условия, модификаторы и т.п. и весь этот элемент игры на победу практически не влияет.   

Результаты первого хода одного из соперников. Как, вы не узнали? Это же синий игрок! Пока я боролся с москитами, он открыл небольшой город (Town) и крупный город (City), на котором сейчас находится. Как вы видите, узнать тип населённого пункта, если он прикрыт другими фишками нельзя - окантовка у всех одинаковая. 

Итоги первого хода красного игрока: открыты деревня, небольшой город и два крупных города, один из которых стал союзным. Рядом с его конкистадором область уровня 4, а это значит, следующим ходом он может найти Империю. На заднем плане конкистадор Алексея, он нацелился на исследование Амазонки (у Алексея на руках такая карта, но мы об этом пока не знаем).

Карта Южной Америки. Так получилось, что на каждой карте у нас по два игрока, так что чувствовали мы себя вполне вольготно и вовсе не мешали друг другу.

Карта Северной (скорее, центральной) Америки. Слева видна часть трека импульсов, справа - трека победных очков (он есть и на южной карте, но там выполнен в одну линию). На заднем плане - трек отношения Губернатора. Трека ходов в игре нет. Видимо, по той же причине, по которой в казино не вешают часы. 

Результаты моего второго хода: я смог убрать москитов в одной из областей и нашёл вторую деревню. 

Илья тем временем открыл Империю и разграбил её столицу, получив 45 (килограмм? тонн? мешков? телег? - неизвестно) золота. Другие города, принадлежащие этой империи почему-то против него не восстают и даже не становятся враждебными. Странное правило, может мы что-то не поняли?

Слава (синий игрок) тоже нашёл империю и разграбил столицу. Ему досталось 15 золота. Вот такой разброс. Учитывая, что основной источник ПО в игре это как раз золото, можно сказать, что бросок на грабёж столицы империи как раз и выявляет победителя.

Мой второй конкистадор решил не покорять туземцев, а найти легендарное место - источник вечной молодости. Бросок кубиков - 4+3=7, это значит ничего не нашёл. Бросил бы 10, получил бы 5 ПО, бросил бы 11 или 12 - тогда 60 ПО. Вот такой разброс.

Бросить 12, как это возможно, спросите вы? А вот так! Алексей тоже ищет легендарное место - Амазонку и бросает 6+6. Амазонка открыта и 60 ПО получены!

Время приближалось к 6 вечера, и в конце третьего хода мы решили завершить игру. В итоге подсчитали очки и получилось, что Алексей набрал 77 ПО (60 за открытие Амазонки, 9 за три подконтрольных города и 8 за награбленное золото), а Илья 68 ПО (57 за золото, 5 за благоволение Губернатора и 6 за два подконтрольных города). Нас со Славой даже не было смысла считать. В общем, всё свелось к тому, кто как бросил свой главный кубик в игре. 

Надо сказать, что играли мы по усложнённым правилам (они называются "стандартными" в отличие от "базовых", тонкая разница!). По ним игра идёт до 200 ПО. До 77 очков мы доиграли за 4,5 часа. Не хочется думать, за сколько мы бы сыграли всю игру. 

Ещё раз повторю, такое впечатление, что карты в игру добавили в конце разработки, когда показалось, что мало взаимодействия в игре. Экспедиции активизируются без карт, просто в свой ход. Карты лишь дают бонусы или штрафы. У игроков на руках по 8 карт, но число карт, которые можно сыграть в свой импульс не ограничено. Это часто приводит к тому, что в начале хода в первый-второй импульс происходят решительные схватки, активные противодействия, а после этого оставшиеся пять-шесть импульсов хода все занимаются только своими экспедициями фактически без какой-то реакции соперников, поскольку нужных карт уже ни у кого нет. 

В общем, если бы это была игра для одного игрока или для двух, где один играет за конкистадоров, а второй за индейцев, я бы её приобрёл себе в коллекцию. А как мультиплеер она мне не интересна. Тот же Time of Crisis гораздо интереснее, динамичнее, оригинальнее в использовании колоды карт, удобнее и продуманнее в плане оформления компонентов. Это не говоря уж о Pendragon с его феноменальным взаимодействием и постоянной вовлечённостью в игру даже в ход других игроков.
Но сыграть в неё снова я готов. Во-первых, спасает тема. Других свежих игр про конкистадоров я просто не знаю. Во-вторых, она не "напряжная", думать много не надо. Если относиться к ней как к приключению, стори-теллингу, то почему бы и не сыграть. Как говорится, под пиво и чипсы.

1 комментарий: