среда, 4 сентября 2013 г.

Игра Iron & Oak: морские бои в море кубиков

Роль новоиспечённого отца семейства, конечно, несколько ограничивает в игровых возможностях. К счастью, в загашнике у меня осталось несколько невыложенных фотоочётов,  опубликованием которых я и займусь в то очень небольшое свободное время, которое у меня есть.
Итак, мысленно перенесёмся в только что прошедшее лето. Начало июля. Жара. Во что играть при таких условиях? Конечно, в морской бой! Впрочем, в варгеймах и на море бывает жарко, особенно если классические деревянные корабли сталкиваются с первыми обшитыми железом броненосцами. Происходили эти события, знаменующие собой новую эпоху в морской войне, у берегов Северной Америки во время Гражданской войны 1861-65 годов.
А поучаствовать в них лично мы можем благодаря новой игре от фирмы GMT Games под названием "Iron & Oak".





Вообще игра рассчитана на двух человек, но поскольку во многих сценариях участвует больше двух кораблей, то число игроков легко можно увеличить. Это замечательное свойство игры позволило нам - Илье Литсиосу, Вячеславу Логинову и мне - сыграть втроём.


Первым нашим сценарием стала битва при Плимуте: броненосный корабль конфедератов должен проскочить мимо двух фанерных посудин федералов не раньше 20-го и не позже 30-го хода, не получив серьёзных повреждений.
Конфедератом управлял Слава:


Кораблём "Southfield" - Илья:


Кораблём "Miami" - я:


 По этой фотографии удобно разобрать, какие же компоненты используются для игры. Слева большая карточка корабля, на которой записаны все его параметры. Корпус корабля состоит из пяти частей, и все они на "Майами" деревянные, об этом говорит коричневый фон этих частей. Число "6" в шестиугольнике означает, что при попадании я делаю спас-бросок шестигранным кубиком. Середина корабля у меня более укреплена - там я бросаю восьмигранный кубик. На виде корабля сверху - тоже шестёрка, это значит, что атакую я тоже кубиком "к6", не самое мощное орудие, да ещё и жёлтый кружок - штраф за стрельбу на дальней дистанции. Три строчки под флагом - это его маневренность в трёх различных состояниях: обычном, слабо и сильно повреждённом. От этого зависит какие кубики вы будете бросать, чтобы проверить, удалось вам движение или нет.
Сверху лежат собственно те самые игровые кубики, причём у жёлтого своя собственная роль - он бросается, чтобы узнать, в какую часть корабля противника попал ваш залп.
Правее - карта Приказов, их по четыре у каждого корабля, в начале хода вы закладываете тот приказ, который собираетесь выполнить. Зачем они нужны в обычной игре, не совсем понятно - ход игроки выполняют по-очереди, положенные рубашкой вверх карты тут же переворачиваются, чтобы быть выполненными. Мы зачастую просто клали карты в открытую, чтобы не забыть отданные приказы. Правда, автор игры предлагает другой вариант, с одновременным ходом игроков, вот там смысл в скрытых приказах появляется.
Ну и, наконец, две карты в левом нижнем углу - карты Действий, они обычно добавляют разные бонусы к вашим броскам или штрафы к броскам соперника. В данном случае на сыгранную мной карту Quick Maneuver, которая дают +1 к броску кубика, противник ответил картой Slow Maneuver, которая даёт штраф -1.

Вот один из эпизодов боя:


Оба северянина удачно совершили "Т-маневр", это позволяет им полностью использовать свой артиллерийский потенциал, а самим держаться в зонах, по которым противнику стрелять затруднительно. Правда, Слава не очень по этому поводу переживал, так как оказалось, что не менее страшное, чем пушки, оружие в игре - это таран. А для тарана ему надо оказаться именно в такой позиции. Причём, если вы посмотрите на карточку броненосца, то увидите, что таран у него мощнее пушек. Так что взаимное расположение кораблей устраивало всех, оставалось дождаться, кто будет удачливей - Слава в таране или мы в стрельбе.
Насколько помню, Слава потопил один из наших кораблей, но сам получил тяжёлые повреждения и не смог выполнить победные условия.

А вот следующий сценарий:


Здесь дело происходит условной ночью, два корабля конфедератов должны потопить или захватить броненосец северян, условно стоящий в условной бухте. На картинке видны два интересных маркера: первый это флаг конфедератов, он лежит на корабле с красивым названием "Королева Запада". Дело в том, что изначально это корабль северян, но в ходе войны он был захвачен южанами и в этом сражении действовал именно на их стороне. Да, в этой игре можно захватывать корабли, что особенно приятно, если играешь кампанию, а не отдельное сражение.
Второй - маркер ночной стрельбы. Корабль, стреляющий ночью, во-первых, имеет штраф при стрельбе, а во-вторых, обнаруживает своё местоположение (его засекают по вспышкам орудий), и противник стреляет по нему уже без штрафа. Так что ночная стрельба - дело рискованное и неблагодарное.

Неудачная попытка сфотографировать морскую гладь:


 На горизонте виден кусок торта (в состав игры не входит).


Следующий сценарий. Тут появляются береговая батарея и мины. Под их прикрытием у берега стоит броненосец южан. Два корабля США должны его потопить.



Сделать это нам (я играл за северян) не удалось. Вначале мы пытались расстрелять противника издали, но каждая из двух секций батареи была равна по силе залпа мощному броненосцу. Плюс немного удачи противника на кубиках и вот результат:



Состояние броненосца "Эссекс" плачевно: он горит, бронирование кормы почти полностью разбито, потеряно больше половины экипажа и нанесено 5 из 9 хитов. "Эссекс" пытается сблизиться с противником, но неудачно. Батарея южан делает очередной залп:


Критическое попадание, взрыв, и броненосец тонет, разваливаясь на куски. После этого у нас остаётся несчастная "Королева Запада" (которой я и командовал), в этом сценарии ещё не захваченная южанами. Она стремительно идёт на сближение с вражеским "Арканзасом". Проверка на мины:


И "Королева" получает повреждения, несовместимые с понятием "надводное плавание". Вот и всё. Зачем в этом сценарии южанам ещё и броненосец, не совсем понятно, они легко управляются и без него.

Огорчённые, что все сценарии заканчиваются довольно быстро, мы устроили парную дуэль на броненосцах.


Не помню, за кого играл, но помню, что мы победили. Вначале сражение распалось на две отдельные дуэли, но потом мы объединили огонь, атаковав совместно один из кораблей противника и потопили его. Правда оба наших корабля были с повреждениями, а оставшийся броненосец противника - почти целый. Но тут начала работать теория вероятности: регулярные два залпа в ответ на один в итоге завершились критическим попаданием.


 Впечатления

Сначала игра вогнала нас в некоторый ступор: первые сценарии заканчивались чуть ли не за 10 минут. Одно-два попадания в деревянный пароход - и тот идёт ко дну. Появилось желание немедленно "захоумрулить" и прибавить здоровья пароходикам. Но мы удержались и перешли к броненосным боям. Там дело несколько выправилось, обшитые железом корабли держались на плаву дольше. Но осталось ощущение "дайсфеста": если ты сблизился с противником, делать особо нечего - кидай кубики, жди удачи. Куда ты попадёшь, какие повреждения нанесёшь - зависит только от кубика. Да, можно попытаться совершить "маневр-Т", но успешность его опять-таки определяют кубики, и повлиять на них нет никакой возможности.
Вообще система напоминает дуэльные сражения "один на один", я сталкивался с такими в игре про гладиаторов "Red Sand, Blue Sky". Но там был общий пул кубиков, и игрок мог самостоятельно решить сколько из них выделить на атаку, сколько на манёвр, сколько на защиту от противника. Можно было вложиться в мощный удар, уйти в глухую оборону или вертеться вокруг противника. Здесь же ничего подобного нет, остаётся лишь бросать, бросать, бросать...



Размещение информации на карточках кораблей мне показалось не очень удачным: защита частей корабля оформлена неплохо, а все остальные параметры просто запихнули в шапку карточки. Такие важные параметры, как максимальное число хитов и численность команды теряются на общем фоне. Кстати, и обозначения защиты можно было сделать лучше - писать число граней спас-кубиков не на фоне соответствующего многоугольника, а на фоне реального силуэта кубика. Например, шестёрку можно было разместить на белом квадрате, было бы ясно, что надо взять белый стандартный "квадратный кубик", а восьмёрку - на фоне зелёного ромба - сбоку кубик "к8" выглядит как ромб.
Зато благодаря карточкам кораблей, их фишки на игровом поле с лёгкостью можно заменить на красивые миниатюры, что сильно добавит визуальной привлекательности игре.


Итоги

Из плюсов могу сказать, что сценарии играются очень быстро, игра легко масштабируется на любое число игроков, обладает практически бесконечными возможностями по составлению сценариев (берёте любые понравившиеся корабли - и вперёд!).
Мне же в Iron & Oak не хватило моря. Это могла быть игра про дуэли мушкетеров, про танковые сражения (что собственно и сделал автор: в другой его игре, Panzer, похожие карточки танков), про что-то ещё. Мне хотелось бы большего углубления в тему, больше специфики, больше подробностей. И чтобы чуть больше зависело от меня, а не от кубиков. Не хочу говорить, что игра плохая, просто не моя. Значит, моя - ещё впереди.



Комментариев нет:

Отправить комментарий