суббота, 23 февраля 2013 г.

No Retreat 3: "Франция - не Польша!"

Краткий отчёт о краткой игровой сессии. Игра: No retreat 3. Дата: 23 февраля. Место: Москва. Участники: Илья (Союзники), я (Германия).
Всю неделю по вечерам читал правила и c трудом успел дочитать: структурированы они очень плохо, в них куча исключений (не думал что буду на это когда-то жаловаться) и английский язык какой-то... ну в общем видно, что писал француз.



Но раз решили, надо играть, тем более, что предыдущая игра серии - No Retreat! The Russian Front мне понравилась.

Ещё перед началом игры пришлось рыскать по книге правил, чтобы понять какие маркеры и фишки куда кладутся и на какой стороне.
Продираясь сквозь правила, я так и не сумел определиться со стратегией своих действий. Ну, понятно, надо наступать через Арденны, но что делать на севере, в Нидерландах и Бельгии, сколько выделить на них войск, какие задачи поставить на ход - это было совершенно неясно. В итоге всё свелось к робкому наступлению.
Парашютисты отработали неплохо - форт Эбен Эмаль сдался, даже не оказав сопротивления, голландская армия потеряла бонусы за местность, но атака моей вдвое более мощной армии завершилась ничем.
В Бельгии я упустил армию противника из окружения, в результате под Брюсселем собрались все три бельгийские армии, а вскоре к ним присоединились франко-британские войска, так что наступать на севере теми силами, что я выделил, стало, мягко говоря, затруднительно.
В Арденнах вначале не происходило ничего (войска за первый ход просто не успевают дойти до противника), во второй ход французы подтянули войска и заняли оборонительные позиции за крупной рекой Маас. В результате я оказался перед почти непрерывной линией войск противника. Все мои попытки атак через Маас не привели ни к чему - противник так и не отошёл, большинство результатов были - CB (Conterblow), что означает обязательную атаку противника в его ход. Эти обязательные атаки так же приводили к результату CB и так далее, и так далее.
В итоге в начале третьего хода у меня было лишь 3 ПО, чего хватило для внезапной победы французов. (Кстати, по новой версии правил игра бы продолжилась со штрафами для немцев).

А теперь несколько картинок:


Первый ход, боевая фаза французов. Два маркера со стрелочками - это места, где союзники обязаны атаковать. Голландская армия отошла, поэтому там боя не будет, а вот французские армии идут в бой.



А вот результат боя: две немецкие танковые группы бегут на два гекса! Тут вызывают недоумение два аспекта. Во-первых, французы не могут двигаться в Арденнский лес до середины игры (поэтому они и не наступают после бегства немцев). Но как тогда они могут атаковать? Хорошо, примем версию разработчика, что Conterblow - это как бы мои войска частично форсировали Маас, но были отброшены контрударом. Ну, допустим, уничтожили мой плацдарм. Но c чего двум танковым группам на другом берегу бежать из-за этого на полсотни километров? Я понял бы, если б я получил маркер Дезорганизации (войска деморализованы, командиры не решаются атаковать ими на следующий ход), если б противник получил маркер Инициативы (отбили противника, воодушевились), если б, наконец, я получил хит. Но бежать всеми войсками? Не понимаю. Во-вторых, мои отряды бежали на 2 гекса, сквозь свои войска. А если бы результат боя требовал отступить всего на 1 гекс, обе мои танковые группы были б уничтожены! Представляете? Они уцелели, потому что слишком сильно были разбиты противником. Этого я тоже не могу понять...



Второй ход, конец немецкой фазы боя. Парашютисты на этот раз не помогли, атака одновременно четырьмя(!) танковыми группами и дважды(!) переброшенный кубик тоже - 9-я армия французов осталась на месте. Атака соседней 2-й армии французов тоже ни к чему не привела. Но, конечно, дело не только в случае, это была моя ошибка, надо было проводить не две атаки, а одну концентрированную.



Начало третьего хода и конец игры. Обязательные атаки французов в их фазу ни к чему не привели - на них вновь помещены маркеры CB, теперь у же я был бы должен их атаковать. Если бы игра продолжилась. Но на третий ход мне надо набрать 5 ПО для продолжения игры, а у меня было всего 3. Единственное ПО заработал я за всю игру, захватив Льеж, да и то не c боя, а благодаря парашютистам, взявшим форт (город находится в том же гексе).



Гитлер смотрел на карту и кричал: "Где этот идиот Манштейн?! Кто наступает танками через лес?!" А сзади к нему уже подкрадывались Браухич c шарфом и Гальдер c табакеркой...


Выводы

Их почти нет. Два хода слишком мало, чтобы оценить игру. Но уже возникли вопросы, проявились странности в правилах. Определённо, надо попробовать сыграть в NR 3 ещё несколько раз, в ней есть очень интересная идея c различными планами наступления для немцев и обороны для французов. Но пока, к сожалению, эта интересная идея тонет под ворохом других элементов игры, понять и принять которые довольно трудно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий