пятница, 21 марта 2014 г.

Лучшие варгеймы - 2012

Пусть с запозданием, но всё-таки представляю вам лучшие варгеймы 2012 года - победителей премии Charles Roberts Awards, которую уже стали называть "Чарли" по аналогии с кинематографическими "Оскаром" и "Сезаром".




Лучший варгейм от античности до эпохи Наполеона

The Battle of Fontenoy (by Paul Dangel, Matt Hinkle & Phil Boinske), Clash of Arms Games

Как многопушечный парусный фрегат, игра The Battle of Fontenoy не ворвалась, а плавно, но неотвратимо вошла в список номинантов, и все остальные игры вынуждены были расступиться. Действительно, кого, как не её назвать настоящим, "правильным" варгеймом!




Представительница серии BAR с двадцатилетней историей, традиционные гексы с фишками, коих в игре свыше полтысячи, сложные и подробные (если не сказать дотошные) правила - да, это он, настоящий варгейм для настоящих варгеймеров! Если у вас есть лишний год жизни, и вы хотите досконально разобраться в перипетиях самого известного сражения одной из самых неизвестных войн (за Австрийское наследство) - купите The Battle of Fontenoy, не пожалеете!
Тем более, что теперь языковой барьер рухнул - правила серии BAR перевёл на русский язык один из самых опытных российских варгеймеров - Илья Литсиос. Этот гигантский труд (правила занимают 52 страницы!), надеюсь, увеличит число варгеймеров, если не увлекающихся системой BAR, то знакомых с ней. Приведу слова Ильи:
Правила очень хорошие: исторически достоверные, интересные и хорошо отполированные. Их большой объём связан с тем, что в 3-й редакции попытались объяснить все более-менее часто встречающиеся сложные ситуации (во второй редакции, по-моему, было страниц 25). В целом это, пожалуй, лучшие правила батальонного уровня на эпоху "коня и мушкета", которые я знаю... BAR относится к той категории игр, к правилам которых у меня не возникает вопросов относительно реалистичности тех или иных игровых механик - всё логично и объяснимо.
Ссылку на перевод правил можно найти здесь.




Остальные номинанты на таком фоне выглядят, конечно, играми для вечеринок. Признаюсь, моим фаворитом была игра Kingdom of Heaven - у неё много плюсов: оригинальная система осад, наличие дипломатии в игре, интересная тема, и в то же время широкий охват событий - все крестовые походы (напомню, что игра примерно того же масштаба от Ричарда Берга охватывала лишь три первых крестовых похода).  Но и минусы есть: розыгрыш карт зачастую предсказуем, а иногда оставшиеся на руке карты и вовсе некуда потратить, фишки собираются в большие неустойчивые "стеки", для которых не предусмотрены отдельные области как в некоторых других играх.
К сожалению, не удалось в неё сыграть, но она есть у меня в коллекции и я обязательно разложу её, чтобы отвоевать гроб господень, или наоборот, и обязательно вам об этом расскажу.



Кроме KoH в номинантах были:
- Virgin Queen - продолжение знаменитой мультиплеерной игры (на 6 игроков!) Here I Stand, которой (я имею в виду VQ), на мой взгляд, не удалось обойти свою предшественницу;
- Fading Glory - делюксовая версия четырёх игр по системе Наполеоника 20 (я про неё недавно писал).
Amateurs to Arms! - стратегическая игра о войне 1812 года. По ту сторону Атлантики.



Лучший варгейм от эпохи Наполеона до Второй мировой войны

Здесь победителем стала игра Bloody April, она посвящена войне в воздухе в период Первой мировой. Но это не бои самолёт на самолёт (хотя Манфред "Красный барон" Рихтгофен со своим "Альбатросом" здесь есть, куда же без него), это отдельные задания, к которым в то время начали привлекать авиацию: разведка, координация артиллерийского огня, бомбардировка, патрулирование лини фронта и т.п. Предыдущая игра автора была посвящена действиям авиации примерно того же масштаба, но в период арабо-израильских войн.


Благодаря игре начинаешь понимать, что воздушная война - это не рыцарские дуэли, а работа, в которой главное - выполнение своей задачи. К слову, заданий, то есть сценариев в игре аж 30 штук, да несколько десятков самолётов, так что есть, где развернуться. Правда, некоторые игроки уже говорят о том, что правила получились сложнее, чем в предыдущей игре, хотя порой эта сложность оказывается неоправданна, да и сама книга правил написана неряшливо, содержит ошибки и неясности. Впрочем, в интернете уже появились "Living rules", в которые внесены необходимые исправления и дополнения. Поговаривают ещё об одной проблеме: дело в том, что в 1917 британская армия готовила и проводила большое наступление и, её авиация была естественно более активна, чем авиация противника, так что большинство сценариев более интересны для англичан - это им надо проводить разведку, корректировать огонь, бомбардировать траншеи. Удел немцев - мешать британцам выполнять их цели. Поэтому более опытному игроку рекомендуется играть за немцев, чтобы новичок не потерял интереса к игре после первого же сценария.

Среди претендентов на премию были:
Guns of the Askari - тоже ПМВ, но уже на суше, причём на такой, суше которой и не сыщешь - в Восточной Африке. Журнальная игра, которую фанаты хвалят за простые правила и необычную тематику.
Battles of 1866: Frontier Battles - австро-прусская война от Avalanche Press сделана в их традиционном стиле, в каком они делают сражения всех эпох, от Древнего Рима до Американской гражданской войны. Основная интересная идея - несколько фишек на один отряд: по мере ослабления отряда в ходе сражения, одна его фишка сменяется другой, другая третьей и т.д. Это позволяет использовать в игре отряды с постепенно ухудшающимися параметрами, не засоряя при этом игровое поле кучей маркеров. Подробнее о системе можно почитать в одном из моих старых отчётов: Rome at War .
Somme 1918 - оперативный уровень, снова ПМВ, весеннее наступление немцев на Западном фронте, известное, как "Операция Михаэль". С одной стороны, взята интересная битва, поскольку армии после трёх лет траншейных войн вновь научились прорывать оборону противника. И достигается это, кстати, очень умными правилами. Например, обороняющийся может заменять хиты отступлением. С другой стороны, вновь "проблема обороняющегося" - за немцев играть гораздо интереснее, англичанам в этой игре атаковать почти не приходится.



Zulus on the Ramparts (2nd edition) - довольно известная соло-игра из серии States of Siege, только вместо государств здесь действует малочисленный британский отряд, доблестно отражающий атаки полчищ зулусов. Мне кажется, все игры про зомби берут своё начало в этом сражении. Для интересующихся игрой очень рекомендую почитать отличнейший отчёт Андрея Шлепова (с иллюстрациями и даже видеороликом) о первом издании игры .


Лучший варгейм о Второй мировой войне

С чувством глубокого удовлетворения, как говорили в те времена, в которые мы снова сползаем, я представляю вам победительницу в этой номинации - ей стала игра Red Winter от GMT Games. Это мне особенно приятно, потому что и в моём личном списке игра оказалась на первом месте, она стала для меня и открытием, и лучшей игрой года.



Из полного названия становится ясно, о чём она: Red Winter: The Soviet Attack at Tolvajärvi, Finland: 8-12 December 1939. Советско-финская война, Карелия, никакой линии Маннергейма, только заснеженный лес и покрытые льдом озёра. Наступающая советская дивизия, которой противостоит полк финнов. Подробно о правилах рассказывать не буду, всё уже писал в своих отчётах.
Казалось бы, обыкновенный гексо-фишечный варгейм, чего нового там можно придумать? И верно, вроде ничего нового, но все правила, все параметры отрядов подобраны так аккуратно и точно, что на выходе получаем игру, воспроизводящую практически все детали, все особенности именно этой, советско-финской войны 1939 года. Чувствуется, что автор, Mark Mokszycki с большим интересом и чувством подошёл не только к созданию игры, но и к истории, которой она посвящена. Смотрите сами, что есть в этой игре: гигантские костры, у которых грелись советские солдаты, ночные рейды финнов, полевые кухни и возможность использовать трофейное оружие, учёт артиллерийских боеприпасов и здоровья полковника Паяри (героический финский командир рискует слечь с сердечным приступом, если будет слишком активно участвовать в боях, что, кстати, и произошло в реальности).

В общем, Марку удалось наполнить классическую форму оригинальным содержанием. Возможно, именно в этом и лежал ключ к победе: ведь все остальные претенденты - это очередные модули уже давно существующих серий, а игра Panzer и вовсе переиздание игры тридцатипятилетней давности. Впрочем, всё это достойные и "играбельные" игры (простите за кривизну слога), которые уже нашли своих фанатов:
It Never Snows от фирмы MMP - представитель серии Standard Combat Series. На этот раз отыгрывается начало операции Market Garden: парашютисты союзников должны захватить узловые точки и продержаться до подхода основных сил, а немцам надо уничтожить десант и контратаковать наступающих англо-американских союзников.
No Question of Surrender из серии Grand Tactical Series от всё той же MMP. Северная Африка, май 1942 года, немецко-итальянская армия Роммеля пытается взять обороняемый французами бывший турецкий форт Бир Хакийм. Основа системы - маркеры активации частей (чувствуется рука геймдизайнера Adam Starkweather`a, разработчика A Victory Denied). "Фишка" оформления - для каждой нации используется её собственная система условных обозначений родов войск. Так что учите не только свою, но и вражескую матчасть. Прочитать про неё можно в обзоре системы от Кирилла Орешкина (http://prowargames.ru/rscs.html)
The Blitzkrieg Legend  - снова MMP, снова серия, на этот раз Operational Combat Series. Игра-монстр, почти 2000 фишек, посвящена падению Франции в 1940 году, практически от начала до конца (в реальности кампания шла чуть больше месяца, игра охватывает 26 дней).



Лучший варгейм о периоде после Второй мировой войны

Я не большой любитель игр по современности, а вот большинство варгеймеров, похоже, наоборот. По крайней мере, в последнее время появляется всё больше игр, посвящённых эпохе "после ВМВ". Название игры 1989: Dawn of Freedom (наследницы всемирно популярной Twilight Struggle) от GMT Games, говорит само за себя, игра посвящена череде "бархатных революций", в ходе которых рухнуло советское владычество над Восточной Европой.
Другая игра, Angola (MMP) - долгожданное переиздание игры 1988 года, отлично сбалансированной и вместе с тем обладающей несимметричными сторонами (играть могут от 2 до 4 человек). Слишком удачно действующая сторона получает большую популярность в народе, в её армию притекают новобранцы, но в то же время иностранные державы начинают поддерживать техникой и боеприпасами менее успешных соперников. Чтобы победить в этой игре, нужно быть не только хорошим воином, но и хорошим политиком!



Следующий номинант - Thunderbolt Apache Leader (Dan Verssen Games), переработка игры 1991 года. Дэн Верссен, геймдизайнер и издатель, продолжает свою успешную серию Leader - игр для одного игрока, воспроизводящих действия одного или нескольких самолётов. В Thunderbolt Apache Leader, впрочем, вас ждут уже не только самолёты, но и вертолёты, а разброс кампаний: от "Бури в пустыне" и гипотетической Третьей мировой в 1986 году до не менее гипотетических, будем надеяться, столкновений в Иране в 2014 году. Кстати, автор переносит серию и в другие стихии, помимо воздуха: в 2011 году вышла U-Boat Leader, посвящённая субмаринам, а скоро Дэн обещает выпустить Tiger Leader, где можно будет порулить танками на полях второй мировой (обратите на неё внимание, любители World of Tanks).



Последний номинант, которому не суждено было победить - The Next War:Korea. Если Дэн Верссен прогнозирует войну в Иране, то автор этой, Gene Billingsley, считает, что гром грянет на корейском полуострове. Это тоже переиздание игры, изданной в 1992 году, в которой описывалась возможная война 1995 года, поэтому автору пришлось перенести действие, так сказать, из Past Future в Present Future, в год, предположим для ровного счёта, 2015-й. Это привычный гексо-фишечный варгейм стратегического уровня, нём есть стандартные и продвинутые правила, которые более подробно описывают воздушную войну, с учётом множества факторов, вплоть до опытности пилотов.



Победителем же в этой номинации стала игра Andean Abyss (GMT Games), первая в серии COIN, что расшифровывается, как COunterINsurgency, то есть "подавление мятежей" или "наведение конституционного порядка", если угодно. Правительство маленькой, но гордой Колумбии воюет с отрядами коммунистов, националистов и наркокартелями, а те, в свою очередь, друг с другом. У каждой из четырёх фракций свой стиль игры, свои победные условия и средства их достижения. Некоторые считают, что игра станет вехой в мире варгеймов, так же, как вехой стала We The People, открывшая дорогу для варгеймов с карточным движком (CDG). И действительно, похоже, издателям кажется, что они напали на золотую жилу: уже вышли новые игры серии, Cuba Libre и A Distant Plain, посвященные восстаниям на Кубе и в Афганистане соответственно, готовится к изданию игра по Вьетнаму, в планах игры про войну в Анголе (прямой конкурент варгейму от MMP) и партизанскую войну в Ираке. Всё бы хорошо, но вот только часть варгеймеров считает, что игры серии настолько абстрактны, что уже и не варгеймы вовсе, а скорее обычные настолки про борьбу за влияние. Поглядите:


Сможете отличить её от какой-нибудь игры про борьбу млекопитающих с динозаврами, например? Впрочем, вопрос не закрыт, я думаю, много ещё дискуссий нас ждёт по этому поводу. Идём дальше.


Лучший компьютерный варгейм периода до XX века

Компьютерные игры... Я в них почти не играю, но в этот раз так вышло, что единственная игра, в которую я играл - это как раз победитель, Levee en Masse (Victory Point Games). Правда, играл я не на компьютере, а на смартфоне.



Тоже очень абстрактна, но тем не менее, присутствуют наступления на разных фронтах, отечество, находящееся в опасности, столица, грозящая бунтом. Кроме того, надо следить за уровнем влияния монархистов и бонапартистов и не допускать падения популярности республики. В общем, мне кажется, это удачная попытка перенести одну из игр серии States of Siege на экран компьютера и телефона. Хотя чем она лучше другого номинанта - Zulus on the Ramparts из той же серии, сказать не могу. Разве что темой - Французская революция популярней штурма дикарями одинокого форта где-то в Южной Африке.
Остальные номинанты:
непотопляемая серия Napoleonic Battles: Campaign 1814 от John Tiller Software
Scourge of War: Gettysburg от Norb Development Software, реинкарнация Геттисберга от Сида Мейереа,
тактическая игра для айфона Civil War: 1863 (Hunted Cow Studios Ltd.)


Лучший компьютерный варгейм XX веку и современности

Здесь лучшей стала  Battle of the Bulge от Shenandoah Studios . Это тоже игра для айфона, поэтому особо много рассказать о ней мне нечего. Из того, что я читал о ней, могу заключить, что игра скорее выделяется своим оформлением, а не какой-то особой реалистичностью происходящего.



Почти все остальные номинанты - опять-таки повторение пройденного:
Combat Mission: Fortress Italy от Battlefront.com
Operational Art of War 3 от Matrix Games
Panzer Campaigns: Moscow '42 от JTS

Особняком стоит лишь Conflict of Heroes: Awakening the Bear компании Matrix Games, но это игра для ПК, а сейчас в моде мобильные устройства. Этим, пожалуй, и можно объяснить её поражение.




Лучший журнальный варгейм

Лучшей журнальной игрой стала Beyond Waterloo (by John Prados) из журнала Against the Odds. Очень интересная тема - 100 дней Наполеона. Есть много игр про Ватерлоо - сражение, поставившее крест на "втором пришествии" императора французов. Но игра, в которой можно переиграть всю кампанию 1815-го года, мне встречается впервые. Больше того, речь идёт не только о военной кампании - в игре есть и дипломатия, и экономика, а на игровом поле не только Франция, но и Бельгия, и части Германии, Италии и Швейцарии.



Другие номинанты:
Boudicca: The Warrior Queen (by Richard Berg), Against the Odds magazine (ATO) - игра, посвящённая восстанию в Британии против римского владычества в 61 году нашей эры. Кстати, про королеву Боудикку, возглавившую восстание, был снят одноимённый фильм в 2003 году. В русском варианте фильм назвали "Королева против Рима", спасибо что не "Королева против Тарзана". Рекомендую, фильм неплохой.
Уже упоминавшаяся Guns of the Askari (by John Gorkowski), Against the Odds magazine (ATO).
Red Dragon / Green Crescent (by Bruce Costello), Decision Games - варгейм про гипотетический конфликт Китая и США в тихоокеанском регионе.
Wagram 1809 (by Laurent Martin), Battles magazine - воспроизведение одного из самых известных сражений Наполеона.



Лучший профессиональный варгеймерский журнал

На этот раз победителем стал журнал C3i, издаваемый RBM Publications, хотя, конечно, ни для кого не секрет, что это журнал фирмы GMT Games.



C фаворитом прошлых лет, замечательным журналом Battles Magazine, к сожалению, стали происходить неприятные вещи: в течение полутора лет не мог выйти девятый номер журнала. Сначала проблемы с тиражом, затем с фишками для игры, прилагаемой к журналу. Я, кстати, своего экземпляра так ещё и не дождался. Будем надеяться, что его издатели найдут в себе силы выправить ситуацию.

Другие номинанты:
Against The Odds, Against the Odds magazine (ATO)
Le Franc-Tireur (ASL magazine)
Special Ops, Multi Man Publications, Inc. (MMP)


Последняя номинация, о которой я хочу упомянуть - это

Игра с лучшим оформлением

В этой номинации победила The Battle of Fontenoy, получившая, как вы уже знаете, и другую награду. Кроме того, номинировались Bloody April и Red Winter, чьи фотографии вы можете увидеть выше. Еще две игры-претендента:

Amateurs, to Arms! от Clash of Arms Games, чьё игровое поле стилизовано под географические карты начала 19 века и выглядит если не красочно, то очень антуражно.



No Question of Surrender (MMP), в которой я, откровенно говоря, каких-то художественных откровений не наблюдаю.



Можете просмотреть все иллюстрации и решить, какая из игр вам нравится больше.
Кстати, скоро начнётся борьба за варгеймерские премии 2013 года, а летом станут известны новые победители. Постараюсь написать о них более оперативно. А пока разрешите откланяться.
Нет - войнам, да - варгеймам!

Комментариев нет:

Отправить комментарий