Как известно тем, кто читает не только мой блог, но и форум настольных варгеймов, я недавно получил посылочку с играми, в числе которых была игра Field Commander: Napoleon.
Эта игра продолжает популярную серию Field Commander от Дэна Верссена. Система стала несколько лет назад прорывом в мире соло-варгеймов. Следуя общеигровой тенденции "Делать игры проще, но не примитивнее", Дэн разработал игру, позволявшую сыграть в неё за час-полтора, получив при этом ощущения как от настоящего серьёзного варгейма. Это я уже не о Наполеоне, а о первой игре серии, Field Commander: Rommel. Интересующиеся могут почитать о ней подробнее вот здесь.
Впрочем, сегодня говорим о Наполеоне.
Это третья игра в серии, и как всегда, автор модернизировал систему, чтобы она более соответствовала эпохе. Здесь нет необходимости заботиться о топливе для танков, как это было в Роммеле, нет риска напороться на дикие племена, от которых придётся откупаться, как в Александре (вторая игра серии была посвящена Александру Македонскому). Зато здесь появилось то, без чего сложно представить игру про Наполеона - тактические бои. Теперь отряды не просто раскладываются друг напротив друга, пытаясь нанести урон, а двигаются по специальному выносному полю, строятся в линии и колонны, образуют каре, защищаясь от атак кавалерии и многое другое.
Ладно, заканчиваю краткий хвалебный обзор и перехожу к рассказу о своей игровой сессии.
О, нет! Простите, ещё пару слов. В игре целых 11 сценариев, которые охватывают все главные кампании Наполеона. Причём в каждом сценарии есть свои спец.правила. Например, в кампании 1812-го года (да-да, наша родная Отечественная война тоже есть) Наполеону очень важно не просто побеждать противника, но и уничтожать его дивизии, потому что всё то, что он не сможет уничтожить на пути в Москву, всё это соберётся, поднимет "дубину народной войны" и погонит его прочь из священной русской столицы.
Ну теперь, кажется, всё. Можно переходить к самой игре. Для обучения я выбрал первую кампанию, как и советует автор. Это знаменитая Итальянская кампания 1796-го года. Как просвещает нас Википедия, "именно тогда Наполеон впервые во всём блеске проявил полководческий гений". Нет повода не верить. Итак, вырезав необходимые фишки и приготовив чашки для маркеров боевых планов, я уселся за игру:
Слева у нас стратегическая карта, правее - выносное поле боя, ещё правее Боевой листок, на котором содержится важная для боя информация: длительность битвы, число боевых планов у французов и их противников и так далее. По ходу игры я поменяю расположение этих полей, оказалось, что мне почему-то комфортнее, когда тактическое поле лежит слева от стратегической карты. Посмотрим, кстати, на неё повнимательнее:
Вот так начинается кампания 96-го года. Наполеон с армией в Ницце. Замки на карте обозначают области с крупными городами, которые дают очки снабжения. Маркеры в виде французских знамён указывают на победные области, которые французам необходимо захватить для победы. Но победными условиями дело не заканчивается! Есть и условия поражения. Французская армия проигрывает, если к концу любого хода контролирует меньше двух победных областей. "Бразильская система", как говорится. Хочешь выжить - воюй!
Поскольку отряды в игре ходят лишь на одну область, нам ничего не остаётся, как взять в этот ход Турин. Но перед самым носом Наполеона, в Савое стоит Пьемонтская армия! С ней тоже нельзя затягивать, она вполне может атаковать Ниццу, пока Наполеон будет стоять под стенами Турина. Кроме того, по слухам, недалеко основная армия австрийцев. Та группа фишек слева от карты на самом деле должна быть в Генуе, я просто забыл их туда поместить. Но не волнуйтесь, в свой ход они появятся. Для того, чтобы завершить картину , упомяну об австрийских фишках в правом дальнем углу - это вторая австрийская армия, готовая выйти на карту, как только французы войдут в Мантую или Лонато. Вот так тренировочная миссия с троекратным превосходством противника!
Итак, как я писал выше, определились два направления: первое - захват Турина вспомогательным корпусом. Благо, там несильные фортификации, и при достаточном размере армии город добровольно вынесет ключи от ворот. Второе направление - армия Пьемонта, которую необходимо разбить до того, как она соединится с австрийцами (тогда нам не сдобровать). И вот он, первый ход:
Если вы думаете, что это я такой гениальный стратег, безошибочно определивший победные направления движения, то мысленно покрасовавшись некоторое время, затем вынужден буду вас несколько разочаровать. Пример первого хода этой кампании подробно разобран в книге правил (что, к слову очень помогает освоению игры). Увы, в жизни не всегда получается так, как в книжке, и уже на первом ходу блестящие планы стали рушиться в столкновении с суровой реальностью. В "книжном" примере вспомогательный корпус французов шёл на Турин и при соотношении сил 28 к 9 автоматически принуждал его к сдаче. Вернее, не совсем автоматически. Битва формально начиналась, но видя перед собой трёхкратное превосходство, противник тут же сдавался. А перед началом любой битвы делается бросок, который определяет длительность сражения и возможные бонусы одной из сторон: ну, скажем, можно стащить у противника немного продовольствия или неожиданно получить отряд, подошедший на звук пушек (помните, как Дезе вовремя подошёл к Маренго и позволил Наполеону превратить поражение в победу?). Бонусы, понятно, могут быть не только для французов, но и для противника. И вот на этом роковом кубике я выбросил, что бы вы думали, дополнительный отряд для защитников Турина. Да, эффект был велик. Дело в том, что я отправил под Турин армию силой 27, то есть просто впритык для того, чтобы получить соотношение 3:1. Теперь, с приходом подкреплений к противнику ни какой речи об автопобеде быть не могло. Надо было драться. Правда мне повезло, на помощь Турину подошли слабосильные рекруты силой 1, а могли бы подкатить и пушки с силой 5, и кавалерия, способная нанести аж два хита одним кубиком. В общем, всё было не так страшно, но впереди меня ждал первый бой...
Друзья, если вы хотите прочитать продолжение отчёта, пожалуйста, тонко намекните об этом в комментариях. Я сейчас разрываюсь между несколькими делами (перевод и оформление правил, несколько отчётов), поэтому писать собираюсь не чаще раза в неделю. Но если вам интересно, постараюсь ускориться :)
Эта игра продолжает популярную серию Field Commander от Дэна Верссена. Система стала несколько лет назад прорывом в мире соло-варгеймов. Следуя общеигровой тенденции "Делать игры проще, но не примитивнее", Дэн разработал игру, позволявшую сыграть в неё за час-полтора, получив при этом ощущения как от настоящего серьёзного варгейма. Это я уже не о Наполеоне, а о первой игре серии, Field Commander: Rommel. Интересующиеся могут почитать о ней подробнее вот здесь.
Впрочем, сегодня говорим о Наполеоне.
Это третья игра в серии, и как всегда, автор модернизировал систему, чтобы она более соответствовала эпохе. Здесь нет необходимости заботиться о топливе для танков, как это было в Роммеле, нет риска напороться на дикие племена, от которых придётся откупаться, как в Александре (вторая игра серии была посвящена Александру Македонскому). Зато здесь появилось то, без чего сложно представить игру про Наполеона - тактические бои. Теперь отряды не просто раскладываются друг напротив друга, пытаясь нанести урон, а двигаются по специальному выносному полю, строятся в линии и колонны, образуют каре, защищаясь от атак кавалерии и многое другое.
Ладно, заканчиваю краткий хвалебный обзор и перехожу к рассказу о своей игровой сессии.
О, нет! Простите, ещё пару слов. В игре целых 11 сценариев, которые охватывают все главные кампании Наполеона. Причём в каждом сценарии есть свои спец.правила. Например, в кампании 1812-го года (да-да, наша родная Отечественная война тоже есть) Наполеону очень важно не просто побеждать противника, но и уничтожать его дивизии, потому что всё то, что он не сможет уничтожить на пути в Москву, всё это соберётся, поднимет "дубину народной войны" и погонит его прочь из священной русской столицы.
Ну теперь, кажется, всё. Можно переходить к самой игре. Для обучения я выбрал первую кампанию, как и советует автор. Это знаменитая Итальянская кампания 1796-го года. Как просвещает нас Википедия, "именно тогда Наполеон впервые во всём блеске проявил полководческий гений". Нет повода не верить. Итак, вырезав необходимые фишки и приготовив чашки для маркеров боевых планов, я уселся за игру:
Слева у нас стратегическая карта, правее - выносное поле боя, ещё правее Боевой листок, на котором содержится важная для боя информация: длительность битвы, число боевых планов у французов и их противников и так далее. По ходу игры я поменяю расположение этих полей, оказалось, что мне почему-то комфортнее, когда тактическое поле лежит слева от стратегической карты. Посмотрим, кстати, на неё повнимательнее:
Вот так начинается кампания 96-го года. Наполеон с армией в Ницце. Замки на карте обозначают области с крупными городами, которые дают очки снабжения. Маркеры в виде французских знамён указывают на победные области, которые французам необходимо захватить для победы. Но победными условиями дело не заканчивается! Есть и условия поражения. Французская армия проигрывает, если к концу любого хода контролирует меньше двух победных областей. "Бразильская система", как говорится. Хочешь выжить - воюй!
Поскольку отряды в игре ходят лишь на одну область, нам ничего не остаётся, как взять в этот ход Турин. Но перед самым носом Наполеона, в Савое стоит Пьемонтская армия! С ней тоже нельзя затягивать, она вполне может атаковать Ниццу, пока Наполеон будет стоять под стенами Турина. Кроме того, по слухам, недалеко основная армия австрийцев. Та группа фишек слева от карты на самом деле должна быть в Генуе, я просто забыл их туда поместить. Но не волнуйтесь, в свой ход они появятся. Для того, чтобы завершить картину , упомяну об австрийских фишках в правом дальнем углу - это вторая австрийская армия, готовая выйти на карту, как только французы войдут в Мантую или Лонато. Вот так тренировочная миссия с троекратным превосходством противника!
Итак, как я писал выше, определились два направления: первое - захват Турина вспомогательным корпусом. Благо, там несильные фортификации, и при достаточном размере армии город добровольно вынесет ключи от ворот. Второе направление - армия Пьемонта, которую необходимо разбить до того, как она соединится с австрийцами (тогда нам не сдобровать). И вот он, первый ход:
Если вы думаете, что это я такой гениальный стратег, безошибочно определивший победные направления движения, то мысленно покрасовавшись некоторое время, затем вынужден буду вас несколько разочаровать. Пример первого хода этой кампании подробно разобран в книге правил (что, к слову очень помогает освоению игры). Увы, в жизни не всегда получается так, как в книжке, и уже на первом ходу блестящие планы стали рушиться в столкновении с суровой реальностью. В "книжном" примере вспомогательный корпус французов шёл на Турин и при соотношении сил 28 к 9 автоматически принуждал его к сдаче. Вернее, не совсем автоматически. Битва формально начиналась, но видя перед собой трёхкратное превосходство, противник тут же сдавался. А перед началом любой битвы делается бросок, который определяет длительность сражения и возможные бонусы одной из сторон: ну, скажем, можно стащить у противника немного продовольствия или неожиданно получить отряд, подошедший на звук пушек (помните, как Дезе вовремя подошёл к Маренго и позволил Наполеону превратить поражение в победу?). Бонусы, понятно, могут быть не только для французов, но и для противника. И вот на этом роковом кубике я выбросил, что бы вы думали, дополнительный отряд для защитников Турина. Да, эффект был велик. Дело в том, что я отправил под Турин армию силой 27, то есть просто впритык для того, чтобы получить соотношение 3:1. Теперь, с приходом подкреплений к противнику ни какой речи об автопобеде быть не могло. Надо было драться. Правда мне повезло, на помощь Турину подошли слабосильные рекруты силой 1, а могли бы подкатить и пушки с силой 5, и кавалерия, способная нанести аж два хита одним кубиком. В общем, всё было не так страшно, но впереди меня ждал первый бой...
Друзья, если вы хотите прочитать продолжение отчёта, пожалуйста, тонко намекните об этом в комментариях. Я сейчас разрываюсь между несколькими делами (перевод и оформление правил, несколько отчётов), поэтому писать собираюсь не чаще раза в неделю. Но если вам интересно, постараюсь ускориться :)
очень круто! поздравляю, хорошее приобретение!
ОтветитьУдалитьдавно капаю на него слюной :)
Автор, жги.
ОтветитьУдалитьдаешь продолжение!!!
ОтветитьУдалитьЛюбопытно узнать, что будет дальше...
ОтветитьУдалитьМне было бы интересно почитать именно обзор игры, а еще больше интересует личное мнение — что понравилось, что нет и т.д.
ОтветитьУдалитьНу, я же пишу отчёт в стиле обзора: большая часть текста посвящена объяснению правил. А что понравилось, что нет, это будет в конце, в выводах после отчёта.
Удалить