вторник, 14 января 2014 г.

To The Last Man: во-первых, это красиво!

Не успеваю писать отчёты, а играть успеваю. Поэтому отложу пока в сторону вторую часть отчёта о Fighting Formations и расскажу о прошедшей недавно сессии в игру To The Last Man!
Это довольно простая игра, посвящённая Западному фронту Первой мировой войны. Сам автор, Tim Taylor, позиционирует её как игру "под пиво и чипсы", хотя признаётся, что на доработку ушло более 20 лет. Снова вспоминаются слова Паскаля: "дорогой друг, пишут тебе длинное письмо, потому что нет времени написать короткое". Автор игры, к счастью, нашёл время для того, чтобы предельно отжать из неё "воду", оставив только то, что действительно нужно. Лично у меня претензии возникли только к боевой системе: ну надо же было додуматься засчитывать хиты за единички, а не за шестёрки, которые я бросал весь вечер!
Первое, на что обращаешь внимание - это оформление. Оно не яркое, но очень антуражное: номера на фишках армий как бы потёрты от времени, карты оформлены в виде передовиц военных газет, неброская палитра создаёт ощущение, что траншейная пыль покрывает все элементы игры. 


Кстати, об элементах.

Карточки с номерами по бокам картинки - это карточки армий, на которых помещаются фишки корпусов их составляющих. Непосредственно на игровом поле действуют только фишки этих армий (плюс самостоятельные корпуса, но поскольку для правил группирования они считаются за целую армию, то такое применение корпусов не очень выгодно). Прикрываем карточки армий какой-нибудь картонкой от внимательных глаз противника, и вот он - "туман войны"! Простое и элегантное решение.
Итак, какова сила вражеских армий, мы не знаем. Но это ещё не всё, мы не знаем и когда враг будет наступать: для того, чтобы войти в занятую вами область и провести сражение, оппонент должен сыграть карту "Offensive", ну или хотя бы "Limited offensive", а есть ли такие карты у него на руке, не известно. Но и у нас на руке есть карты, возможно там найдётся "Bad weather", и тогда наступление противника замедлится, а если у нас есть "Erzatz 3", можно сыграть её после сражения и отменить три нанесённых нам хита (а это могли бы быть три уничтоженных корпуса)! Преимущественно колода состоит из этих типов карт, вот взгляните:


Кстати, в одной из предыдущих реинкарнаций To The Last Man! была полностью карточной игрой. Правда, как говорит автор, она почти не была варгеймом, и поэтому он добавил игровое поле, фишки армий, кавалерию, танки, аэропланы и прочую аппаратуру:


Да, так действительно лучше!

Ещё один плюс игры - её большое разнообразие: в ней есть 6 сценариев, по одному на каждый год войны, плюс один гипотетический на 1919-й год, для каждого сценария предусмотрена историческая и свободная расстановка. Кроме того при отыгрыше кампании целиком, у каждой стороны существует по 6 планов начала войны, они могут выбираться либо случайно, либо по воле игрока, таким образом в историческую игру живо вплетены сценарии «а что если...».

Ну а теперь, собственно, о наших играх.


Мы сыграли два сценария: сначала 15-й год.

Илья, как исправляющий должность, а также ошибки начальника французского генерального штаба, выбирает один из шести планов начала кампании. Справа видна (как всегда и везде в европейских войнах) рука Британии. 

Я играл за немцев и сразу бросился в наступление. После первого же сражения половина корпусов моей армии перестала бы существовать, если бы я не сбросил карты "Ersatz" из руки. Дальше в течение двух ходов обе стороны копили карты, и в последний, 4-й ход сценария я провёл аж пять (!) атак в одной и той же области. Результат - нулевой в плане завоевания пространства и весьма плачевный в плане потерь для немцев: удвоенные хиты окопавшихся Союзников буквально смели силы моих атакующих армий. После этого я понял, что надо иметь побольше карт «Ersatz» в руке.

Фото конца сценария, найдите отличия от фото начала (выше по тексту).
Ремарк был прав, на западном фронте без перемен.

Генералы всегда готовятся к прошедшей войне, и я не оказался исключением из этого правила. Вернее, в нашем случае, все оказалось несколько сложнее, поскольку второй сыгранный сценарий — 1914-й год. И я вступил в первый год войны уже зная, как тяжело и сложно атаковать в следующем. Это пред-после-знание меня и сгубило: в качестве эрзац-карт я сбросил два «Ограниченных наступления» (это второй вариант использования любой карты в игре) и вместо шести наступлений в первый, самый важный для немцев ход войны, произвёл только четыре, чем очень сильно облегчил жизнь Союзникам, поскольку прорвать фронт ни на одном из участков мне не удалось.

Немцы заняли почти всю Бельгию. Для того, чтобы она перестала быть источником снабжения Союзников, надо уничтожить форты. Этим занялись 5-я и 6-я армии, оснащённые осадными орудиями. 1-я, 2-я и 3-я армии пытаются догнать бельгийскую армию.

Один форт пал. 5-я армия сдвигается к морю, чтобы предотвратить высадку Союзников в тылу наступающей группы, которой не удалось нагнать бельгийцев до их соединения с британским экспедиционным корпусом.

Неразумно допустив отступление бельгийской армии из Брюсселя (не закрыл одну-единственную область), я сильно увлёкся погоней за ней. По моим расчётам, состоящая из одного корпуса армия бельгийцев должна была исчезнуть максимум после двух-трёх моих атак, но, благодаря моей «дружбе» с кубиками, бельгийцы выстояли против в несколько раз превосходящего противника, не получив ни одного хита, и нанеся к тому же потери атакующим их войскам. Вездесущий МТС тут же прислал издевательскую смску "подпишись на хиты!", чем вверг меня в ещё большее уныние.

Граница с Францией перейдена! Но поздно, поздно! Карты наступлений закончены, а следующим ходом к Союзникам подойдут подкрепления...

На захват Бельгии ушли все карты наступлений, мне удалось вступить в бой с французами на их территории, но ни о каком решительном продвижении вперёд речи уже быть не могло. Время было упущено.

Финал игры. Позор Германии - Союзники вторглись в Бельгию, а во Франции нет ни одной захваченной немцами области. "Ах, боже мой, что будет говорить наш кайзер, Вилли Гогенцоллерн!.."

Итог оказался печален - я не смог добиться исторического результата, несмотря на то, что у меня было на два пехотных корпуса больше, чем в реальности. 


Впечатления

Начнём с минусов:
- игра довольно сильно заскриптована: для каждого года предопределены доступные очки восстановления и число карт, ход кампании на них не сказывается. Захваченные области влияют лишь на победные очки. 
- статичность. В течение всего сценария на игровом поле может вообще не происходить никаких перемещений. То есть, сражения происходят, войска несут потери, пополняются, переформировываются, но всё это как бы виртуально, не на игровом поле, а на карточках армий. С самими фишками армий ничего не происходит — как стояли в своих областях, так и стоят. Особенно это заметно в 15-16 годах, когда обороняющиеся армии наносят удвоенный урон, а средств прорыва (танков и штурмовых групп) ещё не придумали. 
- боевая система «горсть кубиков» с попаданием на «1». Вы можете любить эту систему или нет, это совершенно не важно. Важно, любит ли она вас. Мне в этот вечер решительно не везло на кубики, я с завидной регулярностью выбрасывал «5» и «6». C такими способностями надо в No Retreat! играть.
Минусы, как видите, не особо критичны и относятся скорее к особенностям игры, чем к недостаткам. А для исправления боевой системы автор, сам понимающий её несовершенство, в самих же правилах предложил несколько других вариантов:
во-первых, это карточка инициативы, которую можно передавать противнику для переброса кубиков,
во-вторых, использование кубика d12, позволяющего более корректно воспроизвести боевую силу различных родов войск,
в-третьих, определение числа хитов без бросков кубиков. Например, если ваша армия имеет суммарную силу 13, то есть должна бросить 13 кубиков, то она автоматически наносит противнику два хита (по одному за каждые 6 очков) и бросает только оставшийся один кубик.

Плюсы:
почти всё, о чём я писал выше
- красивое и атмосферное оформление;
- отлично организованный туман войны;
- реиграбельность: множество сценариев, опциональных, "продвинутых" и специальных правил;
- небольшое время игры, сценарий (а то и два!), можно легко сыграть за вечер;
- возможность игры втроём: зашедший на огонёк друг не останется сторонним наблюдателем, а может возглавить британские и бельгийские войска;
- в отличие от многих других CDG, можно сохранять карты в руке на следующий ход, это позволяет планировать и подготавливать генеральное наступление.

В общем, это достойная соперница игре The First World War, о которой я писал в своём блоге несколько раз. И кроме того, автор обещает в ближайшее время выпустить продолжение игры под названием At All Costs!, посвящённое Восточному фронту. Будем ждать!

первые три фотографии взяты с сайта http://www.boardgamegeek.com, за что спасибо их авторам.

2 комментария:

  1. Там есть ещё вариант с настоящим туманом войны. Но для него нужны 2 экземпляра игры, 2 стола и ещё один человек – посредник.

    ОтветитьУдалить