вторник, 30 мая 2017 г.

Tenkatoitsu. Войны самураев

Я стараюсь в этом году выдерживать темп "одна новая игра в месяц", но не совсем получается.
Март увы прошел без новинок, зато в апреле ждал настоящий праздник - сыграли с Ильёй Литсиосом в Tenkatoitsu от французской компании Hexasim.
Tenkatoitsu в переводе - "Единство под Небесами". Игра рассказывает об эпохе объединения Японии в конце XVI века, а точнее о трёх сражениях того времени. Мы с Ильёй разыграли битву при Нагакутэ. В ней сошлись два генерала: Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, которые после смерти знаменитого объединителя Японии Одо Набунага, претендовали на его власть.
Игра оказалась замечательной. Надо сказать, что много лет назад я собирался сыграть в предшественницу этой игры - Kawanakadzima 1561, но не удалось. А жаль. потому что система очень интересная, и хотя я не большой любитель и знаток японской истории, но получил от игры большое удовольствие.


Начало игры. Я играл за армию Токугавы. Справа - игровой планшет с маркерами кланов. Каждый ход я могу выбрать несколько кланов (обычно от 2 до 4), которые будут активированы. Так что атаковать сразу 10 кланами не получится :)
Слева - мои основные силы, три самых сильных клана, в том числе и клан самого Токугавы. Они приходят только на 4 ход, а до тех пор моих отрядов на карте очень мало.

Это западный край карты. Один мой слабый отряд укрылся в замке на холме. Поскольку этот замок стоит 5 ПО, чувствую, будет штурм.

Восточный край карты. Численное преимущество у противника, зато он пока ограничен приказом "Regroup", который не позволяет атаковать. Более того, если клану не удастся сменить этот приказ, он должен отступить от вражеских отрядов на 4 гекса.
И тем не менее, я решил не атаковать а "отгонять" противника.

Игровой планшет Ильи. Он играет за армию правителя Тоётоми Хидэёси, которую возглавляет генерал Икеда Цунэоки. Слева на планшете трек задержки приказов: если маркер клана попадает туда, то он может быть активирован только через определённое число ходов. Справа таблица определения командных очков, в начале хода бросается кубик, и в зависимости от выпавшего числа, определяется сколько кланов генерал сможет активизировать в этот ход.

После первых активаций войска Икеды откатились за реку, поскольку не смогли сменить приказ. Илье сильно не везло с бросками на смену приказа: хотя активировались они на 4+, а иногда и на 3+ , его постоянно преследовали единицы и двойки на кубике.


Клан Н  (в левом верхнем углу фишки видна буква "Н" на красном фоне) атакует противника, прижатого к реке. Второй отряд принадлежит другому клану (D) и в атаке не участвует, но даёт модификатор к броску кубика.

А вот и четвёртый ход. На карте появляются мои основные силы, в том числе и сам прославленный генерал Токугава!

Мой отряд выбит из замка, но клан противника не может переменить приказ и продолжает его преследовать и атаковать. Вот бы отрядом с тыла снова зайти в замок! Но не кем. "Не кем взять".

Собственно боевых столкновений было меньше, чем я ожидал. Как только я приближался для атаки, выпадал маркер "Перегруппировка" или "Движение", и все кланы с соответствующими приказами снова и снова отходили от моих изготовившихся к бою отрядов.

Этот малочисленный клан, как вы помните, уже атаковал противника и понёс в боях потери. Но он слишком мал (всего одна фишка), и я не трачу командное очко на его активацию, а значит и не могу сменить ему приказ. Поэтому в фазу боя он вынужден идти в отчаянную самоубийственную атаку.


Токугава собирается атаковать противника на холме. Не самое удачное решение. Хотя в этой игре мне несколько раз удавалось скинуть противника с таких высот и сломать его линию обороны.


Атака снова не произошла, противник успел отступить без боя.


Гонка на запад. Мои войска не успевают подойти к противнику для атаки.

Наконец противник остановился на очень мощной позиции на лесистом холме. Зато он окружён и не может отступать. А тем временем успешно активизируются простоявшие всю игру на большой дороге крупные кланы армии противника.


С запада подошёл клан "С", и Токугава сам оказался в окружении. Отличный бросок Ильи, и мой главнокомандующий гибнет в бою. А это поражение!

Игровое поле на конец игры. Большая часть поля боя за мной, но сражение проиграно. Надо охранять своего командира!

Игровой планшет с треком ходов, счётчиками победных очков и использованными маркерами. На столах из натурального дерева играть особенно приятно!

Впечатления
Игра очень понравилась! Элегантная, историчная, немножко мудрёная (с французскими играми всегда так), но очень продуманная даже в мелочах. Впрочем, это и есть признак профессионализма, когда дизайнер к "мелочам" относится серьёзно.

Например, игровое поле. Казалось бы, что тут улучшать? Ну карта, ну гексы, это же везде и всегда. Но в Tenkatoitsu тип местности определяется по границе гекса, а не по рисунку внутри него. Вернее, лес по-прежнему зелёный, вода голубая и т.п. Но стоимость и вообще возможность движения в конкретный гекс можно определить по типу его границы: пунктирная - 1 очко движения, сплошная - 2 очка, голубая - непроходимая водная преграда. Треугольнички на стороне гекса показывают направление склона холма и, соответственно бонусы или штрафы к атаке. Это очень удобно, поскольку фишки лежат внутри гексов, а границы всегда видны.

Другой пример, к концу сценария (примерно на 9-10 ход) считается что войска устали и воевать становится тяжелее. Сделано это очень легко и элегантно: игровой ход заканчивается, когда вытянуты оба маркера сражений. То есть появляется возможность, что остальные маркеры (движения, перегруппировки и маркеры отдельных отрядов) просто не будут вытянуты. Таким образом, интенсивность боёв не уменьшается (всё же это сражение), а вот перемещение и восстановление отрядов происходит реже.

И это я ещё не рассказал об интересной системе тактик, которые выбираются перед боем и позволяют использовать специальные маркеры со сложными приказами (форсированный марш, координированная атака и другие), или о мини-игре по захвату замка на отдельном поле в одном из сценариев. Но времени уже нет, а пересказывать пришлось бы почти всю книгу правил, в ней действительно очень много интересных моментов.

В конце размещаю мой отзыв об игре, который я дал в комментариях к какой-то статье на Тесере:

Tenkatoitsu. Это великолепная игра!
Внешний вид - замечательный даже по сравнению с обычными настолками, а для варгейма так просто шикарный!
Порог вхождения - небольшой, движение, бои, всё узнаваемо другим играм. Узнаваемо, но немного и по другому, чувствуется свежесть.
Масштабируемость. Заявлено 2 игрока и это обеспечено. Даунтайм минимальный - Кланы (всего несколько фишек) активируются игроками по-очереди. Кингмейкинга нет: если не ты - то тебя.
Реиграбельность - потрясающая! Каждому игроку доступен десяток планов на игру. Хочешь, задумывай кровавый "раш", хочешь - "нормальные герои всегда идут в обход". Да ещё три разных битвы, да ещё в одной из них игра в игре "Осада замка".
Глубина геймплея - ещё какая! Сначала стратегический уровень (выбрать план на битву), затем оперативный (выбрать несколько кланов для активации в этот ход) и наконец тактический (подвигать фишки клана с максимальной пользой для себя).И всё это - с учётом случайного порядка активации кланов, и постоянно реагируя на действия противника!
Взаимодействие - тут и говорить нечего, на то и варгейм, чтобы тут было сплошное взаимодействие!
Не хочу бросаться эпитетами типа "идеальная", но то, что Tenkatoitsu - великолепная игра, это точно!

В общем, Tenkatoitsu - отличная игра, и я с удовольствием включу эту игру в свою коллекцию!

Комментариев нет:

Отправить комментарий