воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Лучшие варгеймы 2019 года, премия CSR

Итак, самая известная варгеймерская премия восстала из пепла и снова вручается лучшим военно-историческим играм! Напоминаю, что она носит имя Чарлза Робертса, человека, создавшего первый современный варгейм в 1950-х годах и основателя издательства Avalon Hill, которое издавало первые варгеймы. В общем, это был человек-легенда, "отец варгейминга".  Премию присуждает специальный Совет, в который входят варгеймеры с многолетним (я бы даже сказал многодесятилетним) стажем, разработчики военно-исторических игр и люди, увлекающиеся военной историей. 

Пожалуй, хватит подробностей, перейдём к победителям - лучшим играм прошедшего 2019 года!

Лучший варгейм от античности до эпохи Наполеона

В этой номинации приз взяла игра Nevsky: Teutons and Rus in Collision 1240-1242



И взяла совершенно заслуженно! Это интересная и необычная игра от известного дизайнера Volko Ruhnke, который известен своей серией "евроваргеймов" COIN а также игрой про современную борьбу с терроризмом Labyrinth: The War on Terror, 2001 – ? Фантазия Волько неистощима, и поэтому он придумал не просто новую игру, а новую игровую систему, целую серию игр, посвящённую военным компаниям Средневековья со всеми их особенностями. 

Игровое поле маленькое, а места занимает много

Почему, например, ход в игре равен 40 дням? Да потому что суверен мог призвать своего вассала на войну только на 40 дней в году. Хочешь больше? Плати деньги! Да даже и без денег собранную армию надо чем-то кормить, везти с собой провиант, доспехи, а иногда и переправлять их на кораблях. В общем, в этой игре вы точно осознаете "что война - войной, а обед по расписанию!"


Дорожка ходов больше напоминает календарь
Среди других номинантов были:
Command & Colors: Medieval - продолжатель линейки "отрядов и знамён", которая перенесла нас не в классическое средневековье, как можно было подумать, а пока в Тёмные века (если точнее, в 6-7 века нашей эры), когда Византия отбивалась от набравшей силу восточной империи Сасанидов. Возможно из-за этих обманутых ожиданий она и не взяла приз.
Peloponnesian War - переиздание соло-игры 1991 года. Марк Герман добавил в игру возможность играть вдвоём и несколько изменил дизайн карты. Видимо, этого оказалось недостаточно, чтобы впечатлить экспертов.
Imperium Romanum - это опять-таки переиздание. На этот раз игры 1985 года, которая была переизданием игры 1979 года. Автор Albert A. Nofi оттачивает игру на протяжении более чем 40 лет с завидным упорством. Об этой игре надо говорить цифрами: 6 игроков, 40 сценариев, 6000 минут игрового времени! 
Freeman's Farm 1777 - довольно абстрактная игра, я бы сказал, из разряда "неподвижных варгеймов". В них войска (обычно это деревянные бруски) расставляются историческим образом, а затем игроки имитируют атаки, почти не перемещая отряды, а только помечая результаты стычек. Игра выглядит очень приятно, но игроки жалуются на неясно написанные правила и удивляются, как можно неясно прописать правила для игры, в которой с одной стороны сражаются 6 отрядов, а с другой 5?!


Лучший варгейм эпохи Наполеоновских войн


Здесь лучшей стала игра Quatre Bras 1815: Last Eagles от французского (что неудивительно) издательства Hexasim.  


Это 4-й том в серии игр Eagles of France, она мощно стартовала в 2015 с Waterloo 1815: Fallen Eagles, и с тех пор почти каждый год выходит новая игра. В чём секрет её успеха, мне сказать трудно. Скорее всего в том, что автор игры Walter Vejdovsky удачно соединил стандартные в общем-то элементы механики. Маркеры приказов, проверка на активацию, разделение атаки на стрельбу и рукопашную, проверка морали - всё это было. Но было или сильно сложнее или сильно проще. Видимо, автору удалось верно найти соотношение между масштабом игры (фишка - батальон/полк), историчностью и играбельностью, что и принесло в итоге игре победу. 
 

Кстати, в этом году должен был выйти новый том про битву при Эйлау (это сражение Наполеона с русской армией), но видимо пандемия внесла свои коррективы, пока этой игры нет.

Другие номинанты в этом разделе:
La Bataille de Bautzen 1813 - это как раз из категории монстров, которые проигрывают из-за своих размеров: в игре более тысячи фишек и семь карт, из которых складывается одно игровое поле. Вообще, серия La Bataille обширная - в ней 22 игры, первая издана в 1975 году. Вообще, насколько знаю, она считается старейшей издающейся игровой системой. Интересно, что некоторые тома изданы известной компанией Clash of Arms, а другие - небольшим издательством, которое основали сами разработчики. Они издают игры по 400 экземпляров, которые раскупаются за год. В частности, тот же La Bataille de Bautzen 1813 уже раскуплен и продаётся на вторичном рынке за 600 евро.
Moravian Sun - очередной Аустерлиц, на этот раз от итальянского разработчика и издателя Enrico Acerbi. Масштаб достаточно крупный: фишка - бригада. Это третья игра в серии. А вторая называлась "Wise Bayonets", и была посвящена битве при Треббии - одно из редких появлений Суворова в варгеймах.
Napoleon Retreats: Campaign in France, Part II - описывает начало наполеоновских "Ста дней", первые сражения на пути в Париж. Автор Kevin Zucker, издатель Operational Studies Group. Конечно, без них никуда в этой номинации, они создали грандиозную серию из 24 игр, охватывающих 70 сражений. OSG признанный лидер в наполеоновских варгеймах, достаточно сказать, что адрес их сайта napoleongames.com
Waterloo Campaign 1815 - игра из журнала C3I от прославленного геймдизайнера Марка Германа. А здесь мы видим последние из тех самых "Ста дней". Автор сделал простую (всего около 50 фишек в масштабе фишка - корпус), которую можно сыграть за час-полтора. 
    

Лучший варгейм эпохи от наполеоновских войн до второй мировой

В этой номинации победила игра Death Valley: Battles for the Shenandoah


Ну что тут сказать, США - варгеймерская страна, поэтому игры по американской гражданской войне пользуются там огромной популярностью. Death Valley это седьмая игра в серии Great Battles of the American Civil War, в неё входит двадцать три сценария для восьми сражений, произошедших в долине Шенандоа в 1862 и 1864 годах. Игроки хвалят игру за разнообразие: есть как большие, так и много маленьких сценариев. Серия берёт своё начало в 1976 году, когда Ричард Берг выпустил игру Terrible Swift Sword. Я играл в другую игру серии - Gringo!, посвящённую американо-мексиканской войне, и она мне понравилась. Но для гражданской войны я всё же предпочту серию Blind Swords.

Остальные претенденты в этой номинации:

Brave Little Belgium - маленькая бравая игра про то, как маленькая бравая Бельгия пала за три недели под напором германской военной машины в начале ПМВ. Кстати, автор разрабатывает новую игру с той же механикой. Она будет посвящена захвату Польши в 1939 году.
Custoza: Fields of Doom - игра от итальянского издательства Europa Simulazioni, рассказывающая о двух сражениях у деревни Кустоца (что близ Вероны), которые происходили в середине 19 века в ходе войн за освобождение и объединение Италии. Оба сражения итальянцы проиграли, но независимость приобрели. 
Crusade and Revolution: The Spanish Civil War, 1936-1939 - это отличная CDG - игра с карточным движком. Основана она на игре Теда Рейсера Paths of Glory (которая, надеюсь, скоро будет локализована в России), а посвящена гражданской войне в Испании. Игра сделана очень красиво, выглядит очень стильно, у неё очень приятная сине-розовая палитра. 
 

Проблема в том, что это делюксовое переиздание игры, вышедшей в 2013 году, как раз тогда, когда престали вручать премию CSR. Думаю, тогда бы она легко завоевала приз. 

Triumph of Chaos V2: The Russian Civil War 1918-1921 - почти та же история, делюксовое переиздание старой CDG. Правда, "Триумф Хаоса" был значительно переработан по сравнению с первым изданием: многие события на картах были изменены, добавлены эсеры, как отдельная фракция, добавлен на карту Дальний Восток, события и лидеры для него. К слову, первый Triumph of Chaos номинировался на CSR в 2005 году. Второе издание повторило его судьбу.

Лучший варгейм по второй мировой войне

Здесь победителем оказалась игра U-Boot: The Board Game. Откровенно говоря, она прошла совсем мимо меня, я даже не знал, что она посвящена второй мировой. Думал - просто некий "еврогеймерский" симулятор подводной лодки. Сейчас модны кооперативные игры, а где, как не на субмарине вы можете ощутить себя действительно одной командой, где действия всех зависят от каждого? Хм, да в общем, много где. На лунной базе, например, или в космическом полёте на Марс. Тем более, что в механике чувствуется погоня за современностью: игра в реальном времени, использование мобильного приложения для генерации ответных действий противника. В общем, я считал её этакой смесью XCOM: The Board Game с Battlestations, а оказалось, поди ж ты, военно-исторический варгейм. 

Какие же игры победитель оставил за бортом? Вот они:
Brazen Chariots: Battles for Tobruk - очередная игра в относительно новой серии Battalion Combat Series от издательства Multi-Man Publishing. Авторы решили освоить промежуточный масштаб между тактическими и оперативными играми. Игра рассказывает о боях в пустыне Северной Африки в конце 1941 года. Вот честно, считаю что игре Death Valley очень повезло, что дизайнеры U-Boot не сделали симулятор самой первой боевой подводной лодки "Ханли", которая как раз участвовала в гражданской войне в США, а то бы не видать её премии. А Медным колесницам не повезло. 
Last Hundred Yards - тактическая игра, посвящённая сражениям на западном фронте в 1944 году. В тактике, намой взгляд, сложнее всего придумать что-то своё. И тем не менее автору, Майку Денсону, это удалось. Здесь необычная система отложенных реакций, когда результат стрельбы определяется не сразу, а только по окончании движения отряда. Интересно организовано время в игре: сценарий длится не фиксированное число ходов, а какое-то время, а длительность хода случайным образом варьируется от 2 до 5 минут. Очень новаторская игра не в плане применения голографии или искусственного интеллекта, а именно своими варгеймерскими решениями. Мне кажется, игра смогла бы взять приз, если бы не плохо написанные правила, на что жалуются многие игроки. Впрочем, уже объявлено об издании следующих двух игр серии. Возможно, одной из них удастся взять планку.
Stalingrad ’42: Southern Russia, June-December, 1942 - седьмая игра в серии оперативных игр от Марка Симонича (разработчика легендарного варгейма "Ганнибал: Рим против Карфагена"). Серия считается эталонной среди игр оперативного уровня. Предыдущий том Holland`44 номинировался в 2017 на премию Golden Geek, как лучший варгейм. Причина неудачи, видимо, та же, что и у Бронзовых колесниц - слишком классическая игра.
Wings of the Motherland - четвёртая игра в серии Fighting Wings, которая отображает воздушные бои на очень детальном уровне. Это почти симулятор полётов, в первых сценариях буквально приходится учиться летать. Вам надо повернуть самолёт - вы совершаете крен. Крен приводит к падению высоты, вы задираете нос самолёта, чтобы увеличить высоту, это приводит к падению скорости. Надо проверить, достаточна ли скорость для выполнения этого манёвра на этой высоте. Достаточна? Тогда ручку ещё немного вправо, продолжаем поворот. И так далее. Wings of the Motherland посвящена действиям авиации на восточном фронте от 1941 до 1945 года. В ней 220 сценариев (книга сценариев на 120 страницах!), большее внимание уделено боям на низких высотах, а также штурмовке наземных объектов. 

Лучший варгейм эпохи после ВМВ или гипотетического периода


Победителем стал World at War 85: Storming the Gap



Это варгейм взводного уровня от компании Lock 'n Load Publishing, которые посвящён гипотетической Третьей мировой войне, разгоревшейся в далёком теперь уже 1985 году, когда вооружённые силы стран Варшавского Договора вторглись на территорию Западной Германии с целью захватить всю Европу. Игру хвалят за то, что она очень хорошо показывает преимущества взаимодействия родов войск. 


Игра наследует серии World at War (одна из игр которой, Eisenbach Gap кстати, стала победителем премии в 2007 году), которую издавало то же издательство, но от поддержки и продолжения которой почему-то отказалось. Так что если вас интересуют такого рода конфликты, то ориентируйтесь на новую версию.

Среди претендентов были:
Blue Water Navy: The War at Sea - снова гипотетическая мировая война в 1980-х годах, но уже на море. Причём действия развернутся, как в европейских морях, так и у побережья Кубы и Америки. Эта игра относится к разряду CDG, то есть войска активируются с помощью карт либо за оперативные очки, либо по событиям.
Hearts and Minds: Vietnam 1965-1975 - тоже игра с карточным движком, посвящённая войне во Вьетнаме. Это переиздание, предыдущая версия номинировалась на премию в 2010 году, но уступила игре Labyrinth: The War on Terror. В игре восемь сценариев, в новоq версии авторы упростили боевую систему и добавили правила для игры в одиночку.
Less Than 60 Miles - снова третья мировая в Европе от новой компании Thin Red Line Games. Игра батальонного уровня, а авторы обещают издать ещё несколько игр так, чтобы х объединить и отыграть в этом масштабе весь гипотетический конфликт в Центральной Европе, как одну кампанию. 
 


Red Storm: The Air War Over Central Germany, 1987 - на этот раз воздушная часть третьей мировой войны в Европе в мае-июне 1987 года. В отличие от Wings of the Motherland здесь фишка не отдельный самолёт, а звено, несколько самолётов, которым поставлена единая задача - разведка, патрулирование, штурмовка или постановка помех. Предшественница этой игры - Downtown: Air War Over Hanoi, 1965-1972 получила премию Чарлза Робертса в 2004 году.

Лучшая соло-игра или кооперативная игра

Снова на пьедестале U-Boot: The Board Game

За бортом остались: 
Fields of Fire 2 - тактическая карточная игра про действия американской роты на поле боя в войнах от ВМВ до наших дней. Поле выкладывается из карт, по которым передвигаются фишки отделений, пулемётных расчётов, командиров, танков или даже вертолётов. 




Много внимания уделено планированию действий, системе управления и сложностям, которые возникают при командовании во время боя. Некоторые считают эту игру лучшим симулятором, а некоторые - худшей игрой, на которую не стоит тратить усилий, поскольку в правилах есть много тёмных мест и неясностей. 
Jeff Davis: The Confederacy at War - стратегическая игра, в которой игрок выступает в роли Джефферсона Дэвиса - президента непризнанных КША, лидера "южан", развязавших своими действиями гражданскую войну в Америке. Цель - продержаться достаточно долго, чтобы северянам надоело сражаться или вовлечь в войну на своей стороне англичан и французов.
Peloponnesian War - редизайн соло-игры от Марка Германа, про которую мы уже писали. На мой взгляд, это был достойный претендент на победу.
Zeppelin Raider - симулятор действий дирижабля в первой мировой войне от компании Compass Games. Автор Gregory M. Smith создал уже десятка соло-игр: про подводные лодки, про бомбардировщики, про ночных истребителей-перехватчиков и т.п. На мой взгляд в Zeppelin Raider мало места для принятия решений игроком, это скорее такой story-telling. Но у игр Грегори Смита много почитателей.



Лучший журнальный варгейм
Победителем стала игра Campaigns of 1777 из журнала Strategy & Tactics. Это старый и уважаемый журнал, принадлежащий издательству Decision Games. Игра посвящена решающему году в американской войне за независимость: в этом году американцы одержали первую крупную победу - в битве при Саратоге, а английская армия впервые сдалась силам повстанцев.


Другими претендентами были:
Die Atombombe - игра, вышедшая в журнале Against the Odds, про попытки Третьего рейха создать атомную бомбу во время второй мировой войны. Игроки выступают в роли директоров исследовательских центров. Им надо изобрести бомбу до того, как Красная армия войдёт в Берлин. Но у каждого свои цели и свои покровители в верхушке рейха, а кому-то даже попадётся карта "Хороший немец", и тогда этот игрок выиграет, если бомба не будет изобретена. 

Great East Asia Co-Prosperity Sphere - стратегическая игра про вторую мировую войну на Тихом океане от известного японского автора Yasushi Nakaguro. Игра вышла в журнале Special Ops, который принадлежит издательству Multi-Man Publishing.
Pitt’s War - игра стратегического уровня про противостояние Франции с Британией начиная с эпохи французской революции и заканчивая поражением Наполеона. Естественно, Британия воюет не одна, поэтому в игре есть и русская армия. Игра издана в журнале Paper Wars, который издаёт компания Compass Games. 
Waterloo Campaign 1815  - оперативно-стратегическая игра про последнюю кампанию Наполеона в Бельгии. Основная его задача - разбить противника по частям, не дать объединиться британской и прусской армии. Игр вышла в журнале C3I, который тесно связан с компанией GMT Games. Автор игры - Марк Герман, а это лишний повод, чтобы внимательно к ней присмотреться.


Лучшее расширение или дополнение к варгейму

Победитель - Time of Crisis: Age of Iron and Rust. Мне очень понравилась игра Time of Crisis, можете почитать мои отчёты. Это интересный лёгкий дек-билдинг, в котором все карты открыты и доступны для игрока. Дополнение увеличивает комплект карт вдвое (было 9, стало 18 различных карт), изменяет правила действия для Императора и добавляет правила для ботов, позволяя в том числе искусственному интеллекту сыграть за все 4 стороны.

Другие номинанты:
Great War Commander: British Expeditionary Force - дополнение к тактической игре Great War Commander, сделанной на базе системы Combat Commander. И да, в это игре есть танки! 

Next War: Supplement #2 – Insurgency - это дополнение не для одной игры, а для целой серии Next War, которая посвящена гипотетическим войнам современности или самого ближайшего будущего. В игры добавляется новое вооружение: ракетные установки Patriot, S-300 и S-400, подводные лодки и даже ядерное оружие. Кроме того добавлены правила на войну с повстанцами, которые могут появиться в зонах боевых конфликтов помимо основных сражающихся сторон. 
Red Factories - очередная реинкарнация модуля Red Barricades для игры ASL с добавлением нескольких новых карт.
Wing Leader: Eagles 1943-45 - расширение для игры Wing Leader компании GMT Games. Больше самолётов, больше сценариев, есть даже карта для прохождения компании. Оригинальная игровая система от Lee Brimmicombe-Wood даёт необычный взгляд на воздушные бои в прямом смысле - здесь используется вид сбоку, а не сверху как в большинстве других игр про авиацию. 

Лучшие компоненты варгейма
 
Победила U-Boot: The Board Game


Взглянем на других претендентов:

Crossing the Line: Aachen 1944 - игра про сражения оперативного уровня осенью 1944 года на западном фронте. 

 Nevsky: Teutons and Rus in Collision 1240-1242 


Wings of the Motherland

World at War 85: Storming the Gap


Ну, в общем, здесь трудно возражать - фигурки и 3D-модель подводной лодки переплюнуть трудно. Другой вопрос, что для классических варгеймов это и не требуется. 

Лучшая графика карты (игрового поля) варгейма

Победитель (не смейтесь) U-Boot: The Board Game. Я удивляюсь, где там вообще нашли игровое поле. 

А вот игровые поля варгеймов, которые также были в этой номинации:

Death Valley: Battles for the Shenandoah

Nevsky: Teutons and Rus in Collision 1240-1242

Stalingrad '42: Southern Russia, June-December, 1942

The Last Hundred Yards

Не представляю, как можно было подучить такой результат.

Дальше я просто бегло перечислю, потому что расписывать долго, а итог один:

Лучшие правила варгейма: U-Boot: The Board Game
Лучший дизайн коробки: U-Boot: The Board Game
Даже создали новую номинацию: 
Лучший вспомогательный компьютерный модуль: U-Boot: The Board Game

И финал, Лучший настольный варгейм 2019 года

U-Boot: The Board Game

Итого, игра победила в восьми (!) номинациях. Я поздравляю авторов и издателей игры. 

А номинантами на это звание были:
Nevsky: Teutons and Rus in Collision 1240-1242
Stalingrad ‘42
Undaunted Normandy
Wings of the Motherland

Журнальные номинации:
Лучший профессиональный журнал: C3I


Лучший любительский журнал: War Diary


В конце добавлю, что премию Джеймса Даннигана за играбельность и дизайн получил Волко Рунке, разработчик игры Labyrinth: The War on Terror, 2001 – ? и серии игр COIN, 



а в Зал Славы попал Пол Баннер, сооснователь и арт-директор компании Game Designers' Workshop, которая с 1973 по 1996 годы издала множество настольных варгеймов, ролевых игр и варгеймов с миниатюрами.




На этом всё. Играйте в варгеймы, это лучшая награда для их разработчиков!

1 комментарий:

  1. Разработчики Uboot, видимо, дали взятку. Эта аркадная евронастолка никакого отношения к варгеймам не имеет.

    ОтветитьУдалить