среда, 27 августа 2014 г.

Игра, достойная стать системой: The Flowers of the Forest

Сыграл в одну из прошедших суббот с Ильёй в новую игру, The Flowers of the Forest (автор Charles Vasey). За ботаническим названием скрывается интересное средневековое сражение, битва при Флоддене, которая произошла в 1513 году на севере Англии. Это был отголосок Итальянских войн, идущих на континенте: пока англичане по просьбе Папы Римского вторгались во Францию, шотландцы решили атаковать северные английские графства. Воинственные скотты медленно спустились с холмов с намерением... ну, скажем так, победить британцев. А вышло всё наоборот. Англичане под руководством талантливого военачальника, графа Суррея, стремительным манёвром обошли противника и напали с тыла, что и принесло им решительную победу.




Игра эта вышла в журнале Battles Magazine, в последнем на текущий момент номере журнала. Впрочем, момент этот длится уже почти два года и, мягко говоря, оптимизма я не полон. Надо сказать, что мы с Ильёй оказались в числе тех несчастных, до кого журнал так и не дошёл. Спёрли небось на почте и теперь в обеденный перерыв какие-нибудь тётеньки предпенсионного возраста, попивая чаёк, двигают фишки, бросают кубики и отдают приказы, представляя себя шотландским королём Яковом и английским лордом Сурреем.

Впрочем, Илье повезло, он стал обладателем самодельного варианта игры, который сделал Слава Зипунов. По качеству самодельный вариант не уступает оригинальному - во время игры я даже ни разу не подумал о том, что у меня в руках фишки не промышленного производства.

Не хочется пересказывать правила, по большей части они стандартны для тактических игр: движение, стрельба, рукопашная. Но наряду со стандартным набором в игре присутствуют очень интересные новшества, на которых я и хочу остановиться.


Большая часть фишек - не на поле!

Как правило в средневековых тактических играх у вас куча фишек на поле, которые либо разбредаются из своих формаций-баталий, как им вздумается, либо большую часть времени и правил занимает выравнивание строя, равномерное передвижение групп и т.п.

Стандартная игра из серии Men of Iron.
Отряды разных баталий могут перемешаться, колонна выстроиться в цепочку и т.п.

Здесь же на поле боя только фишки баталий, и их меньше десятка у каждой из сторон, а основная куча мелких отрядов, лежит на отдельной карточке. (Баталия - это большой отряд, подчиняющийся своему командиру - барону или графу.) И это оказывается очень удобно!

Практически все фишки на игровом поле, всего дюжина на двух игроков!
Каждая фишка - баталия (самостоятельная тактическая единица).

А вот из чего состоят баталии: в каждой от одной до трёх колонн, которые состоят из более мелких отрядов, расположенных игроком в определённом порядке.

Мудрить с порядком войск в колонне не требуется: самые сильные войска - вперёд. Для того, чтобы баталия побежала, надо уничтожить примерно четверть её отрядов, так что если поставите "ударный кулак" в тыл, то до них дело может и не дойти.

В общем, на карточке баталий особого микроменеджента нет, фишки скорее выступают маркерами. А хотелось бы поиграться с расстановкой войск, ну там, все лучники вперёд или мечники с лучниками через одного. В общем, самому поэкспериментировать. Но, видимо, не в этой игре.


Приказать легко, трудно заставить его исполнить.

Командование в игре не очень сложное и в то же время оно имеет решающее значение. В начале боя вы задаёте каждой баталии приказ, а затем раз в ход можете попытаться сменить приказ одной из баталий. Впрочем, герольд, везущий новый приказ, может и заблудиться и привезти его на следующий ход, или того позже. Но это ещё не всё: в начале каждого хода баталии проверяются на "самодеятельность командиров": любая баталия может сменить приказ, правда с разной вероятностью. Например, у меня баталия лорда Аргайла каждый ход вынуждена была топтаться на месте. Так и простояла всё сражение до тех пор, пока не была обстреляна, и атакована английской баталией, после чего тут же бежала с поля боя.

Часть армии шотландцев. Некоторые командиры убиты, один взят в плен,
 это отрицательно сказывается на морали отрядов.

Итак, роль случая в командовании налицо. На этом фоне даже не очень значительно смотрится преимущество англичан в возможности отдавать больше приказов - всё равно командиры могут поступить по-своему. А вот то, что при проверке "самодеятельности" у англичан есть результат, позволяющий игроку самому выбирать приказ - это, конечно, очень облегчает им жизнь.


Боевая система

Всё типично для варгейма настолько, что стыдно пересказывать. Боёвка основана на кубике D10. Главные модификаторы: боевая сила - от 0 до 2, соотношение типов войск (алебарды имеют +3 при атаке против пик), поддержка с фланга.

Бравые шотландцы, кстати, могут перед рукопашной бросить свои пики,
которые пугают англичан только в первый раз, а потом наоборот, лишь мешаются. 

Войска дерутся колонна против колонны, то есть если баталии столкнулись не абсолютно лоб в лоб, а задели друг друга флангом, то дерутся только фланговые колонны. По результатам рукопашной, отряды гибнут  или становятся "разбитыми". И опять сказываются преимущества выносного поля - фишки разбитых отрядов просто переворачиваются вверх ногами. Никаких маркеров не надо, очень удобно.


Наша игра

Судьба отдала в мои руки армию шотландцев. Я дал приказ всем атаковать, но вперёд пошла только баталия короля. Оставшись в одиночестве против двух баталий англичан, она через два хода бежала с поля боя. Затем произошла знатная заварушка в центре, где сдвоенная баталия лордов Хоума и Хантли противостояла английской баталии сэра Эдмунда Ховарда. К сожалению, все атаки были малорезультативными, а когда к Ховарду присоединилась трёхколонная баталия Лорда-адмирала, шотландцы не смогли сдержать двойного удара и бежали. На правом фланге английские легкие конники обстреляли и расстроили баталию Аргайла, после чего подошла пехота и довершила её разгром.
Оставшийся в одиночестве отряд Босворта, служивший резервом королевской баталии, но не двинувшийся вперёд даже после её бегства, только за счёт этого и продержался на карте дольше всех - англичанам пришлось идти до него самим. Правда, когда дошли, Босворт сделал то же, что и остальные - бежал.
Благодаря этому, мы сыграли всю игру быстро, буквально за полтора часа.


Выводы

Игра интересная, очень оригинальная и быстрая, что для варгеймов, как вы знаете, не характерно.

Что не понравилось:
- ограниченность движения. Нет отдельного приказа для движения, есть только "Наступление", но оно возможно только, если противник впереди. Если вас обошли с фланга или тыла, вы не сможете развернуться.
- сильное влияние случая. В первом же столкновении, при неудачном броске кубика вся баталия может сбежать с поля боя.
- отсутствие менеджмента на карточке баталий.

Что понравилось:
+ интересная система приказов,
+ мало фишек на поле
+ отдельные карточки баталий позволяют отразить структуру и образ действия средневековых отрядов (баталии, колонны, разные типы войск),
+ быстрая игра, можно сыграть два, а то и четыре раза за вечер.


Могу сказать, что у системы определённо есть потенциал, пусть первая игра и не использовала все возможности, но главное, она показала, что они есть. По этой системе можно проводить большие сражения средневековья, и для этого не потребуется занимать весь пол в гостиной и выискивать свободные выходные. Журнального столика и будничного вечера вполне хватит.
Более того, при определённой модификации система отлично подойдёт для боёв античности. Вот тут уже появится различие и в карточках "баталий" - отдельные линии у легиона с возможностью их смены против монолитной фаланги, получающей бонусы за глубину строя.
В общем, даже если у автора в планах нет таких игр, то их стоит придумать кому-нибудь ещё. Мне известно кое-что о таких намерениях, но что из них получится, покажет время.

Все фото взяты с сайта http://www.boardgamegeek.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий