Продолжаю рассказывать об игровой сессии в Cataclysm: A Second World War.
Ход 2
Во второй ход к активным действиям перешла Италия. Покушаться на Египет дуче не стал (ещё бы - там у британцев была целая танковая армия!), решил сосредоточиться на Югославии. Тем более у спецмаркера Муссолини есть бонус: +1 кубик для политических действий (а для военных нет :) ). Итак, дуче решил мирно взять под контроль Югославию:
Шестёрка на кубике и - Югославия под итальянским контролем. В следующий ход можно будет воспользоваться её маркером ресурсов. Отлично!
А пока всё идёт хорошо, сделаю перерыв и расскажу об этом планшете - средоточии игровой информации:
По левой стороне трек победных очков: они считаются для отдельных стран, а потом суммируются по идеологиям (демократия, фашизм, коммунизм). Правее - трек ходов. На него кроме маркера хода кладутся маркеры обязательных событий (маркеры кризисов и проверок стабильности каждой страны). Ещё правее - трек Стабильности. Если фишка какой-нибудь страны дойдёт до последней ячейки, в ней произойдёт коллапс. Это ещё не полное поражение, но серьёзный удар: страна теряет различные бонусы, экономика ухудшается, отменяются союзы и т.д. А вот если страна к этому времени потеряла много родных территорий, проводится проверка на капитуляцию, и если страна капитулирует, она полностью выходит из игры. Поэтому поддержание стабильности на достаточно высоком уровне - это очень важная задача, на которую порой тратится очень много активаций. Далее справа - трек союзов и войн. Союз могут заключать только страны с одной идеологией, а воевать - только с разной. Сейчас на картинке виден союз Англии и Франции. Войн нет, Германия и Италия - мирные страны :)
Наверху слева - область неудачных проверок. Для каждого политического действия есть своя ячейка, в которую кладётся кубик, если это действие в прошлый раз было неудачным. Сейчас там лежит 1 немецкий кубик в ячейке Пропаганда и 2 британских кубика в ячейке Маневры. Это значит, что Германия пыталась увеличить свою стабильность (до максимального значения), а Британия дважды пыталась провести военное действие: я бы сказал, что на интервенцию в Испании, но она к этому времени уже была захвачена, так что возможно готовилось вторжение в Бенилюкс.
Далее справа трек Эффективности, по которому определяется сколько страна бросает кубиков при проверках. Германия самая эффективная, а вот Италия и Франция очень неповоротливы и многие их политические действия закачиваются неудачей. На том же треке чуть ниже лежат маркеры прерывания. В игре они называются маркеры Резерва. Это обычные маркеры, но сыграть их можно почти в любое время перед вытягиванием очередного маркера активации из стаканчика. Очень хорошая идея - казалось бы все события происходят в случайном порядке, но если стране очень нужно что-то сделать в какой-то момент, то у неё есть такая возможность. Это придаёт большую гибкость игре и оставляет ощущение контроля процесса, что редко бывает в играх с случайным вытягиванием маркеров. Замечательная придумка, она мне очень нравится!
А может просто у меня настроение хорошее - Италия взяла под контроль Югославию! Без войны! Харизма дуче сработала. Окрылённые успехом и полные надежд возвращаемся в игру.
Следующим был вытащен маркер Кризиса. Бросок по таблице - О, НЕТ! Кризис в балканских странах: Румыния и Югославия выходят из-под влияния своих "патронов"!..
Вся политическая работа дуче пошла насмарку. Теперь Италия решает захватить Югославию военным путём: с двух сторон в страну входят войска, в том числе танковая армия при поддержке авиации. Пусть с потерями, но влияние над Югославией удаётся установить.
На этот раз я оставил для охраны армию. В этом случае кубик при кризисе не будет убираться.
Уже после захвата севера Европы я начал чувствовать некое недовольство со стороны демократических держав. Они провели мобилизацию и начали наращивать военный потенциал: Франция строила крепости и пехоту, Англия - авиацию и корабли. Скоро стало ясно, что "демократы" опережают Германию в военном развёртывании по всем трём видам вооружений. Я даже начал подозревать, а не готовят ли они нападение на мирную Германию? В этом свете очень подозрительно выглядели попытки Британии взять под контроль страны Бенилюкса. Дважды англичане пытались установить там своё влияние и дважды проваливали проверку эффективности.
Атаковать Францию Германией я не видел смысла, поэтому решил, оставив небольшой заслон на её границах, перейти к "мирному" покорению стран центральной Европы. Австрия покорилась очень легко (настоящий аншлюс). А тут и подошёл конец второго хода.
Кстати, определение окончания хода здесь тоже проходит очень оригинально: помимо маркеров активации в стаканчике лежат 4 маркера Кризисов. Когда выпадают первые три, бросаются кубики на случайные события, а вот при вытягивании четвёртого происходит проверка, если в стаканчике ещё много маркеров какого-либо из игроков, то ход продолжается, а если у всех только по 1-2-3 (зависит от состояния страны: мир, перевооружение, мобилизация или война), то ход заканчивается. Хорошая система, компенсирующая неудачу игрока, которому "не идут" его маркеры активации.
Ход 3
Последний ход оказался недолгим, но Германия и здесь успела наделать дел - вначале я взял под контроль Венгрию, а вот потом попытался захватить Чехословакию военным путём, причём одной слабой армией, что было очень опрометчиво. В результате после ничейного броска кубиков моя армия оказалась уничтоженной, а Чехословакия попала под влияние Британии. Повторилась ситуация с Норвегией из первого хода. Страны демократии получили третье победное очко (у Италии и Германии в сумме было к тому времени уже 9 ПО).
Несмотря на победные очки и удачный захват Югославии, Италия оказалась на грани политического коллапса, и в этот ход только и делала, что пыталась повысить уровень стабильности.
За каждую неудачную попытку в специальную область добавляется кубик, что даёт бонус к следующей проверке. Но Италии отчаянно не везло на броски, вы можете видеть три жёлтых кубика - результат трёх проваленных проверок. Четвёртую я сделать не успел - из стаканчика вытащили маркер Японии - это значит конец сценария: Япония нападает на США, европейская война превращается в мировую.
Теперь подсчёт победных очков. У стран демократии 3 очка, у Германии с Италией 9. Для победы надо иметь хотя бы двукратный перевес над "демократами". Казалось бы победа? Но ещё не вечер.
Германия набрала 3 штрафных красных кубика, а это значит, что надо бросить три игральных кости, разделить сумму на 3 и вычесть её из победных очков. Бросок:
На самом деле я выбросил 13! Просто когда фотографировал, случайно повернул первый кубик. Но разницы нет, при делении на три получаем четыре (с округлением). Вычитаем их из девяти, итого у Германии с Италией 5 ПО, у Англии и Франции 3. Победа за демократией!
Рядом с кубиками лежат маркеры, которые нам не пригодились в этой игре: Ограниченная война (а на оборотной стороне - тотальная), Внезапная атака (Сюрпри-и-из!), Ограниченное снабжение, а также снятый почти в самом начале "Статус-кво" и маркер гражданской войны.
А это последнее фото игры - грустный дуче, растративший свою популярность в политических авантюрах, взирает на гору бонусных кубиков, которые не помогли ему поднять стабильность в стране.
Впечатления
Наша вторая сессия получилась полностью противоположной первой. Как, собственно, мне и хотелось. Cataclysm очень интересно играется как в милитаристском, так и в дипломатическом режиме. Причём слово "режим" не следует понимать буквально - никаких спецправил, оба раза мы играли по одним и тем же правилам, просто они дают игрокам очень широкие возможности. Только от вас зависит, кем вы хотите быть - "ястребом" или "голубем".
По самому сценарию у нас сложилось впечатление, что играть Германией и Италией полегче - они изначально очень активны, имеют много ресурсов, а отсутствие "третьего радующегося" - СССР позволяет действовать им практически безнаказанно, не опасаясь удара в спину. Да и мой проигрыш связан как раз с СССР, если бы я не захватил бы Финляндию, имел бы на 1 ПО меньше, но зато не потерял 4 на штрафах, итого имел бы 8 ПО, что было более чем достаточно для победы.
В общем, есть большое желание сыграть снова, и на этот раз втроём, полноценный сценарий.
Игра очень креативная и необычная. Некоторые вещи сделаны очень абстрактно, к этому надо отнестись с пониманием и привыкнуть к такому крупному масштабу. Зато за 2-3 часа можно решить судьбы Европы и повести историю совсем по другому руслу, так что мировой войны может вообще не случиться. Очень увлекательно и интересно.
Я рекомендую Cataclysm всем, кто интересуется не только военной, но и политической историей 30-40-х годов XX века и кто хотел бы отыграть различные варианты развития событий. К слову, в игре есть сценарий, в котором Германия вступает в союз с Францией, а противостоят им Англия с Италией - совсем другой расклад политических сил. Очень необычно и очень интересно!
Ход 2
Во второй ход к активным действиям перешла Италия. Покушаться на Египет дуче не стал (ещё бы - там у британцев была целая танковая армия!), решил сосредоточиться на Югославии. Тем более у спецмаркера Муссолини есть бонус: +1 кубик для политических действий (а для военных нет :) ). Итак, дуче решил мирно взять под контроль Югославию:
Шестёрка на кубике и - Югославия под итальянским контролем. В следующий ход можно будет воспользоваться её маркером ресурсов. Отлично!
А пока всё идёт хорошо, сделаю перерыв и расскажу об этом планшете - средоточии игровой информации:
По левой стороне трек победных очков: они считаются для отдельных стран, а потом суммируются по идеологиям (демократия, фашизм, коммунизм). Правее - трек ходов. На него кроме маркера хода кладутся маркеры обязательных событий (маркеры кризисов и проверок стабильности каждой страны). Ещё правее - трек Стабильности. Если фишка какой-нибудь страны дойдёт до последней ячейки, в ней произойдёт коллапс. Это ещё не полное поражение, но серьёзный удар: страна теряет различные бонусы, экономика ухудшается, отменяются союзы и т.д. А вот если страна к этому времени потеряла много родных территорий, проводится проверка на капитуляцию, и если страна капитулирует, она полностью выходит из игры. Поэтому поддержание стабильности на достаточно высоком уровне - это очень важная задача, на которую порой тратится очень много активаций. Далее справа - трек союзов и войн. Союз могут заключать только страны с одной идеологией, а воевать - только с разной. Сейчас на картинке виден союз Англии и Франции. Войн нет, Германия и Италия - мирные страны :)
Наверху слева - область неудачных проверок. Для каждого политического действия есть своя ячейка, в которую кладётся кубик, если это действие в прошлый раз было неудачным. Сейчас там лежит 1 немецкий кубик в ячейке Пропаганда и 2 британских кубика в ячейке Маневры. Это значит, что Германия пыталась увеличить свою стабильность (до максимального значения), а Британия дважды пыталась провести военное действие: я бы сказал, что на интервенцию в Испании, но она к этому времени уже была захвачена, так что возможно готовилось вторжение в Бенилюкс.
Далее справа трек Эффективности, по которому определяется сколько страна бросает кубиков при проверках. Германия самая эффективная, а вот Италия и Франция очень неповоротливы и многие их политические действия закачиваются неудачей. На том же треке чуть ниже лежат маркеры прерывания. В игре они называются маркеры Резерва. Это обычные маркеры, но сыграть их можно почти в любое время перед вытягиванием очередного маркера активации из стаканчика. Очень хорошая идея - казалось бы все события происходят в случайном порядке, но если стране очень нужно что-то сделать в какой-то момент, то у неё есть такая возможность. Это придаёт большую гибкость игре и оставляет ощущение контроля процесса, что редко бывает в играх с случайным вытягиванием маркеров. Замечательная придумка, она мне очень нравится!
А может просто у меня настроение хорошее - Италия взяла под контроль Югославию! Без войны! Харизма дуче сработала. Окрылённые успехом и полные надежд возвращаемся в игру.
Следующим был вытащен маркер Кризиса. Бросок по таблице - О, НЕТ! Кризис в балканских странах: Румыния и Югославия выходят из-под влияния своих "патронов"!..
Вся политическая работа дуче пошла насмарку. Теперь Италия решает захватить Югославию военным путём: с двух сторон в страну входят войска, в том числе танковая армия при поддержке авиации. Пусть с потерями, но влияние над Югославией удаётся установить.
На этот раз я оставил для охраны армию. В этом случае кубик при кризисе не будет убираться.
Уже после захвата севера Европы я начал чувствовать некое недовольство со стороны демократических держав. Они провели мобилизацию и начали наращивать военный потенциал: Франция строила крепости и пехоту, Англия - авиацию и корабли. Скоро стало ясно, что "демократы" опережают Германию в военном развёртывании по всем трём видам вооружений. Я даже начал подозревать, а не готовят ли они нападение на мирную Германию? В этом свете очень подозрительно выглядели попытки Британии взять под контроль страны Бенилюкса. Дважды англичане пытались установить там своё влияние и дважды проваливали проверку эффективности.
Атаковать Францию Германией я не видел смысла, поэтому решил, оставив небольшой заслон на её границах, перейти к "мирному" покорению стран центральной Европы. Австрия покорилась очень легко (настоящий аншлюс). А тут и подошёл конец второго хода.
Кстати, определение окончания хода здесь тоже проходит очень оригинально: помимо маркеров активации в стаканчике лежат 4 маркера Кризисов. Когда выпадают первые три, бросаются кубики на случайные события, а вот при вытягивании четвёртого происходит проверка, если в стаканчике ещё много маркеров какого-либо из игроков, то ход продолжается, а если у всех только по 1-2-3 (зависит от состояния страны: мир, перевооружение, мобилизация или война), то ход заканчивается. Хорошая система, компенсирующая неудачу игрока, которому "не идут" его маркеры активации.
Ход 3
Последний ход оказался недолгим, но Германия и здесь успела наделать дел - вначале я взял под контроль Венгрию, а вот потом попытался захватить Чехословакию военным путём, причём одной слабой армией, что было очень опрометчиво. В результате после ничейного броска кубиков моя армия оказалась уничтоженной, а Чехословакия попала под влияние Британии. Повторилась ситуация с Норвегией из первого хода. Страны демократии получили третье победное очко (у Италии и Германии в сумме было к тому времени уже 9 ПО).
Несмотря на победные очки и удачный захват Югославии, Италия оказалась на грани политического коллапса, и в этот ход только и делала, что пыталась повысить уровень стабильности.
За каждую неудачную попытку в специальную область добавляется кубик, что даёт бонус к следующей проверке. Но Италии отчаянно не везло на броски, вы можете видеть три жёлтых кубика - результат трёх проваленных проверок. Четвёртую я сделать не успел - из стаканчика вытащили маркер Японии - это значит конец сценария: Япония нападает на США, европейская война превращается в мировую.
Теперь подсчёт победных очков. У стран демократии 3 очка, у Германии с Италией 9. Для победы надо иметь хотя бы двукратный перевес над "демократами". Казалось бы победа? Но ещё не вечер.
Германия набрала 3 штрафных красных кубика, а это значит, что надо бросить три игральных кости, разделить сумму на 3 и вычесть её из победных очков. Бросок:
На самом деле я выбросил 13! Просто когда фотографировал, случайно повернул первый кубик. Но разницы нет, при делении на три получаем четыре (с округлением). Вычитаем их из девяти, итого у Германии с Италией 5 ПО, у Англии и Франции 3. Победа за демократией!
Рядом с кубиками лежат маркеры, которые нам не пригодились в этой игре: Ограниченная война (а на оборотной стороне - тотальная), Внезапная атака (Сюрпри-и-из!), Ограниченное снабжение, а также снятый почти в самом начале "Статус-кво" и маркер гражданской войны.
А это последнее фото игры - грустный дуче, растративший свою популярность в политических авантюрах, взирает на гору бонусных кубиков, которые не помогли ему поднять стабильность в стране.
Впечатления
Наша вторая сессия получилась полностью противоположной первой. Как, собственно, мне и хотелось. Cataclysm очень интересно играется как в милитаристском, так и в дипломатическом режиме. Причём слово "режим" не следует понимать буквально - никаких спецправил, оба раза мы играли по одним и тем же правилам, просто они дают игрокам очень широкие возможности. Только от вас зависит, кем вы хотите быть - "ястребом" или "голубем".
По самому сценарию у нас сложилось впечатление, что играть Германией и Италией полегче - они изначально очень активны, имеют много ресурсов, а отсутствие "третьего радующегося" - СССР позволяет действовать им практически безнаказанно, не опасаясь удара в спину. Да и мой проигрыш связан как раз с СССР, если бы я не захватил бы Финляндию, имел бы на 1 ПО меньше, но зато не потерял 4 на штрафах, итого имел бы 8 ПО, что было более чем достаточно для победы.
В общем, есть большое желание сыграть снова, и на этот раз втроём, полноценный сценарий.
Игра очень креативная и необычная. Некоторые вещи сделаны очень абстрактно, к этому надо отнестись с пониманием и привыкнуть к такому крупному масштабу. Зато за 2-3 часа можно решить судьбы Европы и повести историю совсем по другому руслу, так что мировой войны может вообще не случиться. Очень увлекательно и интересно.
Интересный расклад получился:)
ОтветитьУдалитьА где можно было бы найти русские правила?
ОтветитьУдалить