среда, 18 сентября 2019 г.

No Retreat, ретро-отчёт 1

Началась кампания по предзаказу локализованной игры No Retreat! The Russian Front. Поэтому я решил вспомнить и опубликовать свой давний отчёт по этой интересной игре. Надеюсь, что он поможет кому-то определиться покупать игру или нет. Если есть вопросы, пишите в комментариях или на почту, постараюсь быстро ответить. Итак, переносимся ровно на 8 лет назад в 18 сентября 2011 года:

Вчера сыграли с Ильёй и Павлом в игру No retreat! (делюксовое издание от GMT Games). Оформление игры действительно выше всяких похвал: большие толстые фишки, большая красочная карта, цветные правила, около десятка игровых примеров.
Поскольку нас было трое, а игра рассчитана на двоих, то играли мы не вместе, а по-очереди. В первой попытке сошлись мы с Ильёй. Играть решили в сценарий "Барбаросса", самое начало войны. Это, кстати, в игре сделано очень удобно, на каждый год есть отдельноый сценарий, который можно сыграть за сравнительно небольшое время (2-3 часа) и есть кампания, в которой можно воспроизвести все 4 года войны и на которую понадобится целый выходной или несколько вечеров. По броску кубика Илья взял на себя командование Вермахтом, я - Красной Армией.

Стартовая расстановка, как видно, фишек в игре не очень много.



Начало игры было классическим, даже, пожалуй, чуть в пользу немцев: Северо-Западный, Юго-Западный и Южный фронты были уничтожены, Западный окружён.

Внимание! На моих фотографиях вид на игровое поле "перевёрнут"! Север внизу, юг наверху, немцы наступают справа налево.


Если Северо-Западный и Южный фронты спасти практически невозможно, то Юго-Западный вполне мог оказаться не уничтоженным, а просто разбитым (что позволило бы мне восстановить его бесплатно, не тратя ресурсы) или вовсе отступившим к Киеву, и тогда немцам пришлось бы иметь дело с сильной группировкой из двух фронтов силой 5. Но тут кубик помог немцам (впрочем, он не всегда будет на их стороне) и танковые группы продвинулись на подступы к незащищённому Киеву.

Окружённый Западный фронт - это тоже стандартное начало. Дело в том, что немцам выгодно не просто уничтожать советские фронты, но сначала окружать их, потому что за это даются победные очки и стоимость восстановления такого фронта для советского игрока удваивается. Выйти через вражеские зоны контроля окружённый фронт не может, единственный способ спасти его - подвести вплотную ещё одну фишку, тогда он может войти в её гекс. Но при этом одна из фишек должна быть уничтожена, поскольку советские части не могут сгруппировываться. Таким образом, окружённый фронт можно спасти, принеся в жертву другой. Очень интересная концепция. Этим вариантом я и воспользовался. На следующей картинке вы видите результат: Западный фронт уничтожен, но не пленён, а на подступах к Минску стоит другой советский фронт.


Впрочем, эти маневры не остановили немцев от дальнейшего продвижения, больше того, неразумно послав свои войска на южном фланге вперёд, я получил на второй ход уже не одно, а два окружения:

Пунктирной линией отмечена примерная линия фронта, красные кружки - окружённые советские войска.


Немецкие войска зашли в тыл Юго-Западному фронту...

...а передовые части - 3-я и 4-я танковые группы пытаются уничтожить Брянский фронт под Смоленском.
И снова пришлось спасать окружённых, жертвуя собственными фронтом, а затем восстанавливать, тратя очень ценные и очень немногочисленные карты (даются 4 штуки на ход). Впрочем, войска под Минском спаслись от окружения тем, что были уничтожены ещё в ход немцев, до того, как стали считаться окружёнными.
Я старался играть агрессивно, не отступать (на то и No Retreat!), атаковать, где возможно, но это приводило к новым потерям, к необходимости тратить ресурсы на восстановление войск, так что карт на то, чтобы контратаковать противника в его ход, просто не оставалось (а контрудары – это один из важнейших элементов в игре).

Ситуацию я рассматривал, как тяжёлую, но не безнадёжную и совсем ещё не проигрышную. Правда, в третий ход Илье вновь повезло – благодаря обязательному событию погода из слякотной превратилась в ясную. Вместе с тучами ушли и штрафы на движение (максимум 3 очка вместо стандартных 6 для немецких танков) и продвижение после атаки, теперь немцы после удачного боя могли продвигаться аж на три гекса вместо одного. В общем, ситуация резко качнулась в пользу немцев.

Осень пришла, а дождей всё нет. Погода может стать как союзником, так и противником в этой игре.
Надо сказать, что у немцев в игре два способа победить: либо захватить Москву и одну из победных областей (Ленинград, Сталинград, Севастополь или нефтяная область на Кавказе), либо захватить 11 советских городов. Москва – достаточно серьёзный опорный пункт, за неё я не переживал, а вот благодаря затянувшемуся на сентябрь-октябрь лету, немцы вполне могли успеть дойти вглубь страны, чтобы захватить достаточное количество городов.

Здесь видны две победных области - Севастополь и нефтяные месторождения Кавказа.
Но тут везение немцев, похоже, закончилось, и наступила моя очередь благодарить судьбу. В районе Смоленска мои войска сдерживали атаки двух немецких танковых армий, и в свой ход я решил атаковать их. Шансы на победу были очень малы, но первая же атака принесла успех – я выбросил «6» на кубике и немецкие танки отступили из Смоленска. Я естественно занял Смоленск, после чего вторая танковая армия немцев оказалась в окружении моих зон контроля. И как раз предстоял бой с ней. Бросок кубика – и снова «6», отступление! Немецкая танковая группа не может отступить через мои зоны контроля и уничтожается! Ура! Наступательный пыл немцев под Москвой значительно поугас.


Но на юге немцы продолжали активно наступать. Здесь я совершил одну ошибку – вместо того, чтобы отправить войска на прикрытие Крыма, я отправил их на прикрытие городов Сталино и Ростов. Немцы тут же воспользовались ошибкой - их воска вошли в Крым (но в Севастополь войти не смогли), а мой сильный фронт оказался без снабжения на побережье Азовского моря и сдался в плен (Илье удалось-таки получить одно ПО за пленных). Моя ошибка вызвана тем, что я считал, что гарнизон в Севастополе может быть выставлен в любой момент, поскольку город на берегу моря всегда считается в снабжении. Но оказалось, что для выставления войск нужно именно сухопутное снабжение, а ему препятствовала немецкая армия, которой я неразумно позволил войти в Крым. Не забудьте об этом, когда будете играть!

К счастью, мне в голову пришла операция, которая могла спасти Севастополь. Я создал фронт в Новороссийске, переправил его через Керченский пролив в Крым и таким образом восстановил снабжение Севастополя по суше. Оставалось пережить атаку немецкой армии.

Противник всё продвигается, но Советы сформировали новую линию обороны.

Фишки с жёлто-оранжевыми маркерами - вновь выставленные войска. Фишка с жёлтым маркером с перечёркнутыми бочками - без снабжения. Если ей не удастся выбраться до конца хода, она сдастся. А фронт в Крыму должен атаковать немецкую армию (на ней маркер со стрелками).
Вернее, немцы заставили мои войска атаковать себя. Кроме того, такие же контрудары они заставили меня нанести в Днепропетровске, который я упорно не сдавал, хотя войска уже оказались в окружении и в Сталино, где войска прикрывали Ростов.

Это одна из фишек игры: противник может не только сам атаковать, а заставить ваши войска атаковать его в невыгдной позиции. И это иногда бывает гораздо опаснее!

И тут мне пришла вторая удача. За бой в Днепропетровске я выбрасываю «5» и ничего не происходит (а наиболее вероятна была ответная атака немцев и уничтожение моего фронта), за бой в Сталино я выбрасываю «6», немцы отступают, и восстанавливается снабжение окружённого фронта в Днепропетровске! Третья атака в Крыму и снова «6», а это значит, что моя армия остаётся на месте, и я помещаю гарнизон в Севастополь. Все контратаки отбиты, все города удержаны!

В центре немцам удалось захватить Смоленск и выйти к Туле. Но с ходу одной армией её не возьмёшь - там держит оборону мощный фронт. Москва тоже сильно укреплена. Ещё одному фронту удалось вырваться из окружения и маркер "Без снабжения" скоро будет с него снят. Четыре армии против трёх фронтов - не то соотношение, с которым можно взять Москву.



Впереди два зимних хода, в течение которых наступательная активность немцев значительно падает и их шансы на победу резко уменьшаются. Немцы решили не доигрывать два хода и признали своё поражение. Мы хотели успеть сыграть ещё одну игру, поменявшись сторонами.
Отчёт о второй игре опубликую чуть позже.




Итоги
Коротко впечатления о самой игре: очень увлекательная, заставляет думать над каждым ходом. Есть некоторые вопросы по правилам, особенно по розыгрышу карточек событий, но в целом система довольно простая, управлять на поле дюжиной фишек никакого труда не составляет. В общем, автор хотел сделать не слишком сложную, но не примитивную игру про восточный фронт, интересную для обоих игроков, в которой основная роль отводится тщательному планированию операций, а не суете с "перестановкой фишек", и это ему удалось!

Первое фото взято с сайта boardgamegeek, остальные - мои.

Комментариев нет:

Отправить комментарий