Вчера после довольно большого перерыва (почти полгода!) вновь сыграли в Pendragon. По горячим следам хочу рассказать о ходе нашей игры и впечатлениях от неё. Это игра из серии COIN, которая находится на границе между варгеймами и обычными настольными играми. Играли в несколько обновлённом составе (наконец лично познакомился с Алексеем Чебыкиным, оказывается мы товарищи сразу по двум хобби!).
Надо сказать, что игра получилась совсем другая, чем прошлой осенью. Второй сценарий полная противоположность первому: в первом римская власть над Альбионом ещё не поколеблена, римляне (Дуксы) и местное население (цивитаты) живут в согласии: вместе собирают налоги и вместе сражаются с врагами. У варваров ситуация тяжёлая, они пока ещё не закрепились на острове, и ограничиваются кратковременными набегами, а редкие попытки построить в некоторых регионах собственные укрепления быстро пресекаются совместными войсками римлян и цивитатов.
Во втором же сценарии мы присутствуем, можно сказать, при свершившемся распаде государства: варвары (как Саксы на востоке, так и Скотты на западе) уже имеют по несколько захваченных областей на Острове. Римляне и местные жители уже не являются союзниками не могут объединять свои войска и сражаются друг против друга. Большая часть территории (и богатств) принадлежит "цивитатам", но римские войска ещё держатся в тех областях, в которые есть их форты и профессиональная армия.
Большинство регионов подконтрольны цивитатам, причём в таком количестве, что уже на начало игры они выполняют победные условия. А стало быть, до окончания Эпохи (это примерно 5-6 ходов каждого игрока), другим сторонам нужно их хорошенько потрепать, чем, собственно, и занимаются всю игру римляне и варвары обоих национальностей.
Как многие проницательные и предусмотрительные люди, я настолько ценю эти качества, что бережно их храню и редко пользуюсь, поэтому согласился играть за цивитатов ещё до того, как прочитал условия сценария. Впрочем, не жалею: оказаться в гуще событий всегда интересно.
Ход игры
Итак, роли распределились следующим образом: Алексей - Дукс (римляне - красные фишки), Илья - Скотты (зелёные фишки), Слава - Саксы (чёрные фишки), я - цивитаты (синие/голубые фишки).
Как можно видеть по фото, уже в начале игры Саксы контролируют значительную территорию на востоке Британии. Более того, их разбойничьи рейды проникают в самую глубь страны. Поначалу именно Саксы казались мне самой большой угрозой. Против них я провёл несколько сражений, разгоняя грабителей и пытаясь вернуть награбленное (при победе над налётчиками возвращается половина достатка - золотых кубиков).
Мои карты постоянного действия (справа): по одной карте укреплённые пункты цивитатов удваивают свою оборонную способность (их становится сложнее захватить), по второй - в областях с укреплёнными пунктами милиция цивитатов сражается с удвоенной силой. В общем, очень хорошие карты для обороны, но плохие для нападения. Слева - карта поворотного события, позволяющая цивитатам нанимать регулярные войска, она считается разыгранной с самого начала сценария.
В регионе Бриганта орды Саксов заставили цивитатов отвести два своих отряда в укреплённый пункт. На штурм варвары не решились, но захватили последний кубик достатка в области. На ближнем плане - похожая ситуация в Корновии. Здесь, правда, разбойники награбили больше.
В свою очередь и Скотты отправились в грабительские рейды. Надо сказать, что благодаря спецкарте рейды Скоттов могут быть очень многочисленными. Вот например, рейд в Думнонии - 11 отрядов. С такими силами можно не бояться противостоящих войск! Правда, чтобы разрушить хорошо защищённый укреплённый пункт с двумя регулярными отрядами внутри, этого не хватит, но самую малость: было бы на два отряда варваров больше - не спасли бы стены укреплений, и цивитаты потеряли бы контроль над этой областью.
На общем плане видно, что Скотты также совершили набег и на севере, где захватили два кубика достатка.
Мои оппоненты: варвары делят территории, которые они будут грабить, а римлянин невозмутимо взирает на их переговоры и ждёт своего хода.
Надо сказать, что Алексей играл очень хорошо, хотя ему было и непросто - римляне в этом сценарии начинают с не очень сильных позиций. Но он очень грамотно совмещал атаки на варваров с захватом под контроль моих областей, что позволяло набирать ему как очки престижа, так и очки контроля.
Первый роковой для меня поворот -Думнонии по событию на карте лишаются всех войск и укреплений. Провинция потеряна для цивитатов, да ещё разграблена Скоттами.
Второй удар последовал со стороны Саксов - они уничтожили всех защитников Корновии вместе с укреплениями. Я лишился контроля ещё над одной провинцией.
Общий план. На севере снова набег Скоттов, и даже ещё больший. Хорошо хоть на контроль над областью они пока там не покушаются!
Далее события развивались так: Скотты разыграли несколько очень полезных для себя событий (увеличение численности отрядов во время рейдов и автоматические засады, если их атакуют в родной местности). Благодаря многочисленным рейдам их ПО сильно возросли. Я попытался бороться с этим, отправив крупную армию в их область на севере, но протянул время, построив там укрепление, которое давало бы мне бонусы в бою - Илья очень грамотно применил спецспособность "Переманивание" (про которое я, увы, забыл!) и забрал треть моей армии вместе с только что построенным укреплением. Оставшаяся часть армии героически погибла, атакованная из засады, не успев нанести ни одного хита противнику. Это был третий удар. Разгром, который уничтожил мои шансы на борьбу со Скоттами: возможных вариантов выкуривания Скоттов с их территорий, чтобы хоть как-то уменьшить их очки влияния у меня не осталось.
Последние несколько ходов уже никто не мог догнать будущего победителя и мы занялись борьбой за второе место, пытаясь тоже выполнить победные условия - я перемещал сильно поредевшие войска и возвращал под контроль "ничейные" области, римляне воевали с Саксами, набирая очки престижа, а Саксы отбивались и проводили последние рейды с трудом находя области, которые были ещё не полностью разорены.
После того, как "прозвучал гонг", то есть из колоды вышла карта окончания второй эпохи, мы занялись определением победителя. Первое место с большим отрывом (16 очков) занял Илья. На второе удалось выйти Алексею (учитывая, что он играл за римлян, это большое достижение). Мы со Славой составили пару проигравших, которым не хватило нескольких очков до победных условий.
Итоги
В целом впечатления от нашей игровой сессии очень положительные. Если первый сценарий довольно спокойный, много прощает, позволяет совершать ошибки и действовать не всегда рационально, то этот сценарий очень жёсткий. Каждая ошибка может обойтись очень дорого. Знания не только своих но и чужих спецспособностей строго необходимо. Нужно постоянно отслеживать появляющиеся карты, анализировать их степень влияния на игру, причём не для себя, а для других игроков, и если карта очень сильная, менять свои планы, откладывать текущие задачи и действовать так, чтобы лишить противника возможности сыграть эту карту.
Лично мне многое ещё непонятно в этой игре, хотя я играл в неё уже три раза. Но Pendragon, видимо, из тех игр, в которые надо играть несколько раз подряд, а большие перерывы сильно снижают ваш уровень игры.
Непонятно, например, для чего разделены Ресурсы и Богатство, если и то, и другое нужно для постройки зданий и войск, зачем начислять их в конце игры, если при определении победы они всё равно не учитываются. Непонятна концепция кубиков Достатка, если они не влияют на сбор Ресурсов.
Рекомендации, чтобы хорошо играть в Pendragon:
- нужно хорошо разобраться и освоиться с очередностью хода и доступными типами хода. Как и когда их выбирать эти типы. Как действовать, чтобы взять нужную карту, как действовать, чтобы не дать её взять другому игроку;
- нужно хорошо ознакомиться со всеми спецспособностями, разобраться как и при каких действиях они срабатывают. Например, римляне могут совершать спецдействие Перехват, то есть двигаться и сражаться в одну активацию. Цивитаты не такие профессиональные солдаты, они так не могут, зато у них есть спецспособность Подкрепление: объявив сражение они могут призвать под знамёна местное ополчение или попытаться созвать отряды из соседних областей. У каждой стороны свои особенности и в их использовании залог успешной игры.
Пока я оцениваю игру как интересную, но слишком сложную на мой взгляд. Я с удовольствием в неё играл в этот раз, и сыграл бы ещё.
И в конце общая фотография. Хорошая компания и интересная игра: при таком сочетании даже проигрывать приятно!
Вах, зер гут!
ОтветитьУдалить