Обложка и компоненты игры The Great Battles of Alexander |
Ход сражения
Командовать войсками Эвмена (который исторически проиграл) вызвался Илья и взял себе в напарники Диму. Нам с Даниилом досталась армия потенциального победителя Антигона.
Начало сражения. Обе армии изготовились к бою. Вид со стороны армии Эвмена. На её левом фланге - большая группа слонов (больше 10 фишек!). |
Первые столкновения
Начать игру выпало Илье, и он двинул вперёд линию слонов и застрельщиков. В свою очередь мы двинули вперёд свою такую же линию, обстреляли слонов и атаковали их своими слонами. Атака была достаточно успешная многие слоны получили хиты, а некоторые пришли в бешенство и даже немного потоптали как наши, так и собственные войска.
Илья двинул вперёд свои войска. Мы задумались над ответом. |
Первый "хит" в игре. |
Линии пехоты ожидают исхода стычек застрельщиков. |
Отряд слонов, которые взбесились, побежал в тыл и даже врезался в собственную пехоту. Командир, которого слоны увлекли вместе с собой, отделался лёгким испугом, но оставил без командования свои отряды. |
Дима и Илья обсуждают возможность наступления конницей на нашем левом фланге. |
Чтобы воспрепятствовать этому, мы отправили туда отряд слонов, который внёс сумятицу в конницу противника, но никого не уничтожил и не обратил в бегство.
Один отряд слонов разрушает строй конницы (вид со стороны армии Эвмена). Правда, никаких хитов он не наносит, поскольку не может их догнать - кавалерийские отряды заранее отступают от него. |
Ситуация со слониками привлекла внимание генералов Эвмена. |
Сам же отряд слонов оказался вне зоны командования, потерял всякое желание сражаться и оставался неподвижным остальную часть сражения. А вражеские кавалеристы аккуратно объехали вокруг него и продолжили своё продвижение. Мы тоже двинули вперёд кавалерию на этом фланге, но не очень удачно. Поначалу мы не разобрались с командованием линией и поэтому разделили отряд - конные лучники и дротикометатели ускакали вперёд, чтобы беспокоить стрельбой противника, а копейщики остались на месте. Таким образом, наши конные стрелки не получили прикрытия сзади, чем воспользовались Илья с Димой, атаковав их своеё тяжёлой конницей. Впрочем, наши потери оказались невелики, и действия на этом фланге затихли.
Ситуация на нашем левом фланге. Части вражеской тяжёлой конницы атаковали наших конных стрелков, выдвинувшихся вперёд. Один отряд был уничтожен, в остальном ничего критического не произошло. |
Правый фланг
Зато на правом фланге начались события ставшие, пожалуй, решающими в этом сражении. Дело в том, что на этом фланге среди кавалерии Эвмена находится отряд союзников, который при приближении вражеской (то есть нашей) кавалерии, готов сбежать ещё до боя с вероятностью примерно 70%. А если он побежит, то и соседние отряды тоже должны провериться на бегство. То есть ещё не начав реального боя мо разрушить строй противника. Естественно, мы решили воспользоваться этим шансом. Правда, как уже я говорил, приказ линии мы ещё не освоили до конца, поэтому применили обычные приказы отрядам и отправили вперёд четырёх конных копейщиков.
Правый кавалерийский фланг армии Антигона вблизи. Как видно, мы его разделили на три части - не самое лучшее решение. |
Командир правого крыла, Деметрий (сын Антигона), имеет рейтинг командования 5 и может отдавать 5 приказов, пятым мы подвинули его самого, чтобы выдвинувшиеся вперёд отряды остались в радиусе его командования. Дальше оставалось всего-ничего: прокинуть кубик на продолжение активации, тогда бы копейщики доехали до противника и запустилось бы заветное спецправило. И мой напарник Даниил удачно бросил кубик. Есть продолжение атаки! Но тут взял в руки кубик Илья. Зачем? Его главнокомандующий, Эвмен, более талантливый (рейтинг 6) и может перехватить активацию. Илья бросает кубик и - есть перехват!
Критический момент: наши конные копейщики (4 голубые фишки) выдвинулись вперёд, но Эвмен перехватил инициативу и готовит контрудар по ним. |
Активация переходит к Илье. Наперерез нашим копейщикам бросается 6 отрядов тяжёлой кавалерии и атакуют их. Выдвинув вперёд одних копейщиков мы не учли того, что тяжёлая кавалерия имеет бонус против них, и они получают удвоенный урон! Закономерный результат - наши копейщики разбиты и бегут.
"Эвмен наносит ответный удар!" Из четырёх наших копейщиков один отряд уничтожен, три остальные бегут. |
Общий вид сражения в момент контратаки Эвмена. |
После этого Эвмен активизировался уже в плановом порядке, как следующий командир по рейтингу. Его тяжёлая кавалерия продолжила атаку на наш правый фланг. Две фишки ударили по отряду с Деметрием и смогли тяжело ранить этого командира (все его параметры на оставшуюся игру получили штраф -2). Другие четыре кавалерийских отряда атаковали и разбили наших четырёх конных лучников. Да, это был почти разгром.
Но далее шла активация Антигона. Хотя его фишка и была достаточно далеко, но благодаря большому радиусу командования он смог отдать приказы отрядам тяжёлой кавалерии, которая простаивала в бездействии на почти разбитом фланге. И наша конница понеслась в атаку!
Действительно, момент выдался очень удачный: вражеские тяжёлые кавалеристы подъехали практически к краю поля и были связаны боем с конными лучниками, поэтому наша конница смогла беспрепятственно атаковать их с тыла. Благодаря этому мы не только получили бонус в атаке, но и перекрыли противнику пути бегства. Удар - и три отряда вражеской конницы уничтожены.
Мощный ответ Антигона на контратаку Эвмена. Три отряда вражеской конницы с маркерами хитов "2", "3" и "2" атакованы с тыла. |
Но это ещё не всё, Даниил удачно бросает на повторную активацию и атака продолжается. На этот раз мы уничтожаем ещё три отряда вражеской кавалерии, в том числе те два, что ранили Деметрия. Антигон отомстил за раны своего сына! Даниил ещё раз удачно бросает на продолжение, и эту активацию мы тратим на остановку бегущих отрядов и снятие хитов (пора приводить в порядок свои войска). Кавалерийский бой на этом фланге нами выигран!
Результат после трёх активаций Антигона: фланг полностью очищен от вражеской кавалерии! Большая часть бегущих отрядов остановлена, теперь остаётся снимать полученные хиты с помощью приказа "Сбор". Кстати, вот это кажется немного странным - отряд можно полностью восстановить и он будет как новенький. Я бы предпочёл, чтобы был некий порог, выше которого войска не могли бы восстановиться, чтобы отобразить накапливание усталости в ходе боя. |
Снова центр
Но противник не теряет надежды и начинает генеральное наступление пехотой по центру - фаланги идут вперёд. Слева мощные двойные фишки сходятся стеной и устраивают рукопашную, правда, без какого-либо решительного результата для обеих сторон.
Стена щитов. Потери у сторон примерно равные. А учитывая, что наша пехота ещё не проводила свою активацию, перспектива у нас очень неплохая: две правые фаланги (с 4 и 5 хитами) скорее всего побегут после нашего удара. |
В правой части центра, где фаланги противника были не двойными, а одинарными, они вместо линии выстроились вогнутым полумесяцем, опасаясь приблизиться вплотную к нашему слону. Мне сложно сказать, насколько это было правильно, я не настолько глубоко разобрался в системе. Могу сказать только, что атаковать слонами фалангу во фронт дело бесполезное. Разве что надеяться, на то, что слоны придут в бешенство и их понесёт на противника. А вот в тыл атаковать фалангу очень даже можно, чем мы и воспользовались - один из наших слонов совершил хитрый манёвр, обогнул вражеских лучников и ударил в тыл отряду фалангитов. Слон получил два хита, а фаланга шесть. Не так уж плохо!
Слон делает "ход конём" и выходит в тыл фалангитам. |
Финал
В это время вновь наступает активация Антигона и мы вспоминаем ещё об одном спецправиле этого сценария - если три наших отряда нашей кавалерии выходят с поля боя через вражескую сторону, мы получаем 40 победных очков (почти половина из тех, что нужны для победы). И что мы видим? Слева пехотинцы завязли в ближнем бою, далеко справа - практически не двигавшаяся линия слонов, а перед нами открытое место в четверть поля, не прикрытое никакими войсками. Три активации Антигона - и наши всадники смогут выйти с другого конца поля.
Конец игры. Виден разрыв войсках Эвмена, через который кавалерия Антигона может дойти до края карты. |
К сожалению, тут наступило 6 часов вечера и Илье пора было уходить, поэтому он предложил закончить игру признанием поражения Эвмена. Конечно, это был далеко не разгром, но число уничтоженных отрядов говорило само за себя. Так закончился этот очень интересный сценарий.
Результат игры: Антигон разбил 21 отряд противника, Эвмен - только 6. Если считать по очкам бегства, то 76 против 25. |
Выводы
Мне очень понравилась система правил GBOH. Конечно, это была всего лишь первая попытка её освоить, но даже в ходе этой попытки удалось ощутить, сколько знаний и любви к этому периоду вложили разработчики (Марк Херманн и Ричард Берг) в игру. Да, здесь много нюансов и исключений, но все они сделаны не просто так. И даже если вы что-то забудете, игра всё равно будет протекать очень интересно.
Активация в игре сильно напоминает активацию в "мушкетопике", так что никаких проблем не вызвала. Самыми сложными элементами в системе показались правила реакции и управление линией войск. Даже скорее не сложно, а не совсем понятно прописано. Ну и организация правил, мягко говоря, далека от совершенства. Когда правила на реакцию разбросаны по трём разным главам, найти нужный ответ на появившийся вопрос очень сложно. Тут, правда, следует сделать оговорку, что я пользовался переводом Игоря Лукьянова (ему отдельная благодарность за перевод) и там не было индекса терминов, который есть в оригинальных правилах. Так что если бы я не поленился и прочёл правила на английском, возможно проблем с поиском нужных мест в правилах было бы меньше.
Ещё мы очень правильно сделали, что собрались большой компанией и играли по двое с каждой стороны (в середине игры ещё подошёл Слава Логинов и помогал обеим сторонам). Всё-таки игра достаточно сложная и сценарий немаленький, это требует постоянной концентрации внимания, что не всегда удаётся. Бывают моменты, когда теряешь нить происходящего и немного выпадаешь из игры. Хорошо, что есть напарник, который в это время может сделать разумный и осмысленный ход.
В конце хочу сказать всем спасибо: Илье, Диме, Даниилу и Славе. Мы отлично поиграли и надеюсь, что сыграем ещё! И да, после нашей игры решил заказать себе SPQR (сражения Рима по тем же правилам), пока не раскупили. И Александра возьму, когда выйдет новое издание!
Для тех, кто дочитал до этого места, бонус: несколько наших фоток, по которым видно, насколько игра нас увлекала и как сильно мы были в неё погружены:
А для тех, кто долистал до этого места, супербонус: книга, которую порекомендовал нам Илья. "Великие сражения эпохи Эллинизма" Джозефа Петровски. 17 сражений от Херонеи до Пидны, от зарождения македонской фаланги до её падения. Отличная вещь для любителей античного военного дела. Успейте купить, тираж всего 500 экземпляров.
Nice report.
ОтветитьУдалить