Очередной жаркий выходной прошёл под знаком первой мировой войны. 17 июля мы сыграли с друзьями в стратегическую игру The Lamps are Going Out, опубликованную компанией Compass Games. Игра охватывает все пять лет ПМВ и по заявлениям разработчиков, может быть сыграна за вечер, хотя у нас она заняла весь день, видимо, из-за того, что мы играли впервые. Далее я кратко расскажу о самой игре и более подробно о нашей игровой сессии. Для тех, кому лень читать, в конце отчёта есть перечень того, что мне понравилось в игре, а что нет.
Игровое поле в The Lamps are Going Out представляет собой карту Европы плюс Ближний Восток и часть Африки. Фишки - армии, а ход равен сезону года. Изначально игра рассчитана на двух игроков, но каждый из них играет за две самостоятельные фракции. Игрок Центральных держав играет отдельно за Германию и за остальных её союзников: Австро-Венгрию, Турцию, Болгарию. Игрок Антанты играет отдельно за западных союзников (Британию с Францией) и за восточных (Россию, Сербию, Румынию) плюс США. Таким образом в эту игру вполне можно сыграть вчетвером, что мы и сделали.
Правила игры достаточно просты: порядок активации фракций строго определён. В свой ход игрок сначала тянет карту события, потом перемещает 2 фишки армий, а затем атакует своими свежими армиями соседние области, после чего тратит ресурсы на восстановление "уставших" (Spent) армий. Вот тут-то и заключён интересный момент, который позволяет воспроизвести бесконечные кровопролитные, но безрезультатные сражения, длившиеся месяцами, если не годами, особенно на западном фронте.
Получается, что вы атакуете противника в свой ход не только (а часто и не столько) для того, чтобы уничтожить его армии, а чтобы сделать их "уставшими", и чтобы в свой ход они не смогли атаковать вас. Даже если не все ваши атаки будут удачными, и вы обескровите не все вражеские армии, это всё равно хороший результат - ведь вы восстановите свои армии в конце хода, а войска противника останутся "уставшими" и скорее всего в свой ход они вас из занимаемой области уже не выбьют. Этим и достигается эффект окопной войны, когда на фронте постоянно что-то происходит, но никто никуда не двигается. Собственно, это и есть самый интересный и оригинальный элемент игры. Остальное строится вокруг него, с тем или иным успехом.
Ход нашей игры
Мы решили сыграть вчетвером: Илья Гудков стал на время игры германским кайзером, Слава Логинов австрийским императором, Илья Литсиос "Хозяином земли русской", а я - представителем Британии, Франции и Италии.
Предсказуемое начало
Началось всё как и должно начаться - вторжением Германии в Бельгию. Не зря для этого есть спецправила в игре: доп. броски при атаке Бельгии и доп. ресурсы при её захвате немцами. Эта страна пала после первого же хода германцев. А вот последующее наступление оказалось неудачным - регион Соммы им занять не удалось.
![]() |
Начало игры: Германия захватила Бельгию, итальянцы пока отдыхают. |
![]() |
Сербы в Венгрии! А русские - в Восточной Пруссии (вон они, блестят от счастья в верхней части фото) |
![]() |
Весна 1915-го все надеются на победу. Перед каждым игроком лежит колода событий, каждый год в неё добавляются новые карты. |
![]() |
Британская армия прибыла на помощь итальянцам, которые то ли не хотят, то ли не умеют воевать. |
![]() |
Против России успешно наступают по всему фронту. |
![]() |
Зима 15/16 года, общий вид. |
![]() |
Главнокомандующий австро-венгерской армией, император Франц Иосиф I |
![]() |
Вот уж точно на западном фронте без перемен. Это можно было сказать про три четверти игрового времени. |
![]() |
Ситуация на востоке: у немцев минимум войск, австрийцы захватили Сербию, зато отдали Украину. |
![]() |
Три немецкие армии в мешке в Эстонии! |
![]() |
"Фертен ист наш!" |
![]() |
Американская армия (зелёная фишка) прибыла в Европу |
![]() |
Ситуация на западе. Огромное количество войск у союзников - Верден явно будет возвращён. А дальше - истощить немцев в Бельгии, чтобы они не смогли атаковать в свой ход. |
![]() |
Ситуация на Балканах. Болгария взята, на очереди освобождение Румынии, дальше открывается путь в Венгрию. Сил, чтобы прикрыть это направление, у австрийцев практически нет. |
![]() |
Общий вид в конце игры. Союзники готовы атаковать со всех сторон. |
Итоги
Впечатления двойственные: игра показалась хорошим воспроизведением ПМВ на Западе, но получается, что играть здесь не очень интересно - практически ничего не происходит. Подобно Алисе в Зазеркалье, надо атаковать, для того, чтобы ничего не изменилось.
С другой стороны, на востоке события развивались динамично и даже драматично, следить за ними было интересно даже мне с другого края карты, но то, что там происходило, мало напоминало реальную ПМВ. В реальности немцы до Минска за всю войну фактически не дошли (взяли его только в феврале 1918 года, когда большевики полностью развалили российскую армию). В игре же Минск - промежуточная цель, которая без особых проблем захватывается, в основном, для того, чтобы обеспечить фланг для продвижения немецких армий на Петроград.
Вообще складывается впечатление, что автор игры считает произошедшее в реальности самым худшим вариантом для Германии. Большая часть правил заточена на то, чтобы позволить Германии сыграть лучше, чем было на самом деле. В Восточной Африке Британия может потерять очко снабжения, а Германия не потеряет. На Ближнем Востоке Британия может потерять два очка снабжения, Германия - ничего не потеряет. Если Германия прорвёт морскую блокаду британцев, те потеряют очко снабжения, а Германия получит одно дополнительное очко. Если не прорвёт - Германия ничего не потеряет.
Ещё один аспект: как известно, по результатам ПМВ рухнули три империи, Российская, Австро-Венгерская и Германская (чуть позже последовала за ними и Османская), политические кризисы были в Англии и во Франции. Но в игре запрограммировано только падение Российской империи. На политическую ситуацию в других государствах неудачи на фронте, потери в боях и другие события никак не влияют. Мне больше нравится подход, реализованный в игре Cataclysm, где в любой стране может произойти коллапс власти. Здесь же этого нет, и получается как-то скучновато.
Что понравилось:
1. Оригинальная боевая система. То, что нужно для Первой мировой, прямо отлично подходит!
2. Отдельные колоды событий для каждого игрока. Не получится так, что все хорошие карты ушли противнику. Это напомнило мне одну из любимых игр - Sword of Rome. Впрочем, в колоде игрока есть не только положительные события, но и отрицательные.
3. Простые, даже очень простые правила на перемещение войск и подсчёт ресурсов.
Что не понравилось:
1. Заскриптованность действий на западе. События близки к реальности, но играть в это не очень интересно.
2. Заскриптованность политической ситуации. Что бы ни происходило, страны, кроме России, сражаются до последнего хода (исключение - захват Берлина или Парижа).
3. Заложенные в правилах возможные отклонения от реальности как правило в пользу Германии.
4. Несимметричность 4-х сторон с игровой точки зрения. Например, новые технологии (танки, аэропланы, газовые атаки) могут изучать только Германия и западные союзники. Австро-Венгрия и Россия просто пропускают эту фазу хода. Если при игре вдвоём это терпимо, то для игры вчетвером можно было что-то придумать.
5. Оформление. На мой взгляд, непродуманное. Лицевая и обратная стороны фишек армий отличаются только словом Spent. Можно же было бледнее или темнее сделать. Почти на половине карты ничего не происходит, а в двух маленьких областях на севере Франции собирается по 10 фишек, которые там никак не умещаются. Нет трека ресурсов, хотя их количество надо отслеживать в ходе игры.
Вообще "Компасы" прочно оседлали тему ПМВ, за пять лет у них вышло пять (!) стратегических игр по этой теме (плюс ещё одна, посвящённая подготовке к войне), а готовится к выпуску ещё не менее трёх. С одной стороны хорошо, что Compass Games позволяет разработчикам реализовать свои идеи, не маринуя их годами, как это делает GMT Games, но с другой стороны из-за этого, видимо, не всегда удаётся в должной мере позаботиться о качестве этих реализаций. Но, несмотря на всё это, я бы сыграл в The Lamps are Going Out ещё раз, кто знает, может игра будет складываться совсем по-другому, и я изменю своё мнение в лучшую сторону. Во всяком случае, я не жалею, что мы собрались и в неё сыграли.
"Вообще "Компасы" прочно оседлали тему ПМВ, за пять лет у них вышло пять (!) стратегических игр по этой теме (плюс ещё одна, посвящённая подготовке к войне), а готовится к выпуску ещё не менее трёх. "
ОтветитьУдалитьА какие это пять игр, я только четыре насчитал. И какие три еще готовятся?
А какие четыре вы насчитали?
Удалить> На Ближнем Востоке Британия может потерять два очка снабжения, Германия - ничего не потеряет.
ОтветитьУдалитьНу как не потеряет. Если Антанта возьмёт Стамбул, Центральным будет больно и обидно.
Речь об очках снабжения. Если Антанта возьмет Турцию (Стамбула в игре нет), Германия не потеряет очков снабжения.
УдалитьСпасибо за обстоятельный обзор этой игры. В раздумьях, брать ли эту игру или другие по ПМВ от компасов. Вы берёте напрямую на сайте издательства?
ОтветитьУдалитьСпасибо вам за отзыв. Можете взять первое издание на BGG, его сейчас достаточно дёшево продают. Обычно я беру игры Compass Games в магазине NWS Wargaming Store. Но чтобы доставка была не такой дорогой, надо объединяться и заказывать несколько игр в одной посылке.
Удалить