пятница, 2 апреля 2021 г.

Отчёт по Битве при Праге, 1757, система BAR

Представляю вашему вниманию ещё один отчёт ещё одного замечательного варгеймера и моего хорошего товарища Ильи Гудкова. Он рассказывает об игре из серии Battles from the Age of Reason. Система непростая, но интересная, так что возможно, что когда-нибудь я наберусь достаточно смелости, чтобы в неё сыграть.

Сражение под Прагой состоялось 6 мая 1757 года. Оно ознаменовало собой начало большой, необычайно напряженной и драматичной компании 1757 года, пожалуй самой интересной в Семилетнюю войну. Именно за Прагой последует Колин, затем Хастенбек, Бреслау. На востоке отгремят орудия под Гросс-Егерсдорфом. А в конце года реванш Фридриха будет полным и блистательным - Россбах и Лейтен.

 

И всю эту серию знаменитых битв, когда перевес в войне практически каждый месяц раскачивался как маятник то в одну, то в другую сторону, открывает сражение под Прагой. Первый триумф Фридриха в этой войне (Лобозиц 1756 года назвать триумфом сложно), который окажется пустым .

Я не стану подробно останавливаться на серии маневров прусской и австрийской армий, которые в результате привели их к этому сражению. Это предмет для отдельной статьи. Важно примерно обозначить сам ход сражения. На диаграммах внизу (спасибо Википедии) отображен сам ход боя, точнее две его фазы. 

1-я фаза сражения

 2-я фаза сражения


На диаграммах видно что сам бой кипел в основном на правом фланге австрийцев. Дело в том, что австрийцы не просто заняли позиции прикрытые по фронту ручьями, возвышенностями и болотистой местностью, но стараниями маршала Брауна они в добавок соорудили множество редутов для укрепления позиций. Таким образом для Фридриха II атака в центре представлялась сплошным безумием. В результате пруссаки предприняли обходной маневр, который и вылился в сражение на правом фланге, приведшее австрийцев к отступлению и последующей блокаде за стенами Праги. Следует также отметить, что в ходе этой битвы погибли два старых маршала: с одной стороны в Праге скончался маршал Браун, а с другой - при атаке позиций противника погиб маршал Шверин.

Это была стратегическая победа Фридриха, поставившая империю Габсбургов на грань катастрофы, из которой она сможет выбраться стараниями маршала Дауна после битвы при Колине, когда уже Пруссия окажется на краю проигрыша.

Компания Clash of Arms выпустила в 2014 г. игру в серии Battles from the Age of Reason, посвященную этой битве. Игра состоит из трех карт, но имеется отдельный сценарий для двух карт (именно этот злосчастный правый фланг австрийцев) для тех, кто органичен пространством. Именно в него я играл. Для отображения обходного маневра прусской армии найдено изящное решение - используется off-map планшет.

 Три карты вместе.

Начальная расстановка

Нужно сказать, что система BAR прекрасна именно тем, что в ней нет жесткой предопределённости. Конечно, изначальная расстановка и специальные правила толкают тебя к тому, чтобы принимать те же решения, что и реальные исторические командующие. Однако система сделана так, что каждый раз все может измениться, все может перевернуться с ног на голову: может выпасть случайное событие и пушка взорвется, генерал получит пулю, а эскадрон откажется идти в атаку, а в ближнем бою маленькая обескровленная часть стиснув зубы отобьётся от уже торжествующего противника. В этой игре нет изначальных фаворитов, как например в GBoH.

Партию я начал,  как и было запланировано, с движения колонны Шверина в сторону правого фланга австрийцев, которым пришлось срочно перестраиваться , чтобы встретить пруссаков во фронт. Нужно отметить, что движение и маневрирование по полю в этой системе продумано до мелочей, вплоть до того, что учитывается в какую сторону и с какого плутонга начинается перестроение батальона. Так что сам процесс маневров по карте это отдельный вид искусства.

 Планшет OFF –Map


Изначально пруссакам необходимо было пересечь ручей с заболоченной местностью. Впереди шла пехота Винтерфелда в дорожных коронах, а по левую сторону от неё выехала кавалерия разделившись на два крыла - в центре драгуны принца Вюртембергского, а в обход пошли кирасиры.


Бой закипел между пехотой австрийцев, поддержанных артиллерией (страшные потери на картечной дистанции), и вместе с ним проходило отчаянное кавалерийское сражение.

Атака пехотой Винтерфелда на центр австрийских позиций.

Вскоре к австрийцам потянулись подкрепления с левого фланга

В то время  как  помощь  к   пруссакам  прибыл  сам  король,   заставив  австрийцев  разделить  свои  силы  и  создав  еще  один  очаг  битвы. 


Пожалуй, я не стану описывать детали противостояния. Система боя достаточно подробная и требует отдельного описания. Скажу, что,  как и любой неопытный новичок, я устроил на поле битвы настоящую мясорубку. За три часа боя по игровому времени австрийская кавалерия была практически полностью уничтожена, а прусская понесла чудовищные потери. Кстати скажу, что именно благодаря системе BAR я понял для себя всю ценность на поле боя в тот период именно этого вида войск.

Пехотные части также понесли большие потери, но все же австрийцы в центре были сломлены. Кирасиры пруссаков ударили им во фланг и центр был полностью прорван. Другое дело, что легкой победы не получилось. Пруссаки заплатили дорогую цену. Картечный огонь практически полностью уничтожил первый батальон полка Фуке, а австрийские гренадеры намертво сцепились с гренадерами отряда любимца короля Винтерфелда. Но самой большой потерей для пруссаков стала гибель Шверина.

Смерть  Шверина  во  время  случайно  выпавшего  Специального  результата  боя. 


В итоге австрийцы отошли и при подсчете потерь армия набрала критическое снижение морали (во время фазы проверки морали армии) +20, что было достаточно для победных условий. Пруссаки выиграли, но дорогой ценой. Впечатление от игры просто восхитительное. Бой оказался захватывающим. В какой-то момент времени, особенно когда погиб Шверин, казалось, что пруссаки проиграют, но удача все же оказалась на стороне исторических победителей. Также победе пруссаков способствовала задержка австрийских подкреплений. Кавалерия Аржанто (наверное предок того самого, которого будет бить Бонапарт в Италии) задержалась в связи с его низким инициативным рейтингом и когда подошла,  прусские кирасиры уже разделались с конницей Lucchese (того самого, что так сильно потрепал их полгода назад при Лобозице). Кстати, игру связывает с Лобозицем еще один бонус - в коробке прилагается очень важный Expantion Kit для Lobositz с расширением игровой карты на половину. Так что коробка Праги идет бок о бок с коробкой Лобозица.
 
Особенно интересно сделан OFF-Map планшет. Прусский игрок решает сам (а иногда за него и австриец) каким частям куда двигаться и в какой точке карты выходить. В итоге можно сконцентрировать удар на правом фланге австрийцев, а можно махнуть на все и устроить лобовую атаку.
 
В итоге могу сказать, что игра потрясающая. Играбельность огромная в силу множества случайных событий и специальных результатов. Игра прекрасно играется соло. Можно разложить как на три карты, так и на две. Сравнивать с другими играми из серии BAR сложно. Но на мой взгляд Прага, одна из самых интересных. Здесь есть и маневр, и мощная кавалерийская атака, и стратегическое планирование выхода подкреплений. Игра заслуживает самых высоких оценок.

Илья Гудков, 2021

Комментариев нет:

Отправить комментарий