вторник, 7 декабря 2021 г.

Битва при Пуэбле. Ретро-отчёт игры по системе Great Battles of American Civil War

Система Great Battles of American Civil War насчитывает семь томов, в которых содержится несколько десятков сценариев сражений гражданской войны в Америке. Больше того, игры продолжают выходить, в 2019 вышел седьмой том Death Valley: Battles for the Shenandoah в котором можно отыграть 8 различных сражений. Сейчас в предзаказе находится дополнение для этого тома. Мне же удалось познакомиться с ней около десяти лет назад и только "по касательной": я сыграл сценарий из модуля с самыми маленькими битвами, и к тому же не из американской гражданской войны, а из происходившей в те же годы франко-мексиканской. Мой отчёт об этом сражении, написанный девять с половиной лет назад, несколько обновлённый и дополненный вы можете прочитать ниже.




Сыграли  в самый маленький сценарий с Ильей. За 5 часов сыграли три хода, и как-то все вяло было. За весь бой 3-4 рукопашных с минимальными результатами. Больше походило на продавливание позиций, я давил справа, противник слева. Вообще, после того, как замысел врага стал ясен (разбить мой левый фланг), я решил не перекидывать резервы на опасное направление, а разбить его на другом фланге и затем смять центр, где была гранд-батарея (6 арт.юнитов). Однако за полных три хода (по три активации в каждом, то есть фактически за 9 ходов) я смог только войти в соприкосновение с противником и пострелять по нему. Причем перестрелка привела к плачевному результату. По необъяснимой причине, если стреляющий отряд выкидывает "5" на кубике, то он становится разлаженным (disordered). По еще более необъяснимой причине все 5 полков одной из моих бригад при стрельбе выбросили пятерки! В игре очень много проверок морали, буквально по любому поводу, кроме того, после штыковой отряд тоже должен стать разлаженным, а если часть уже разлажена, то теряет 1 очко силы. Как мне показалось, большую часть хитов я получил именно по этой причине, а не от непосредственных действий противника. Возможно, так и должно быть, просто было как-то необычно :) Удивляет система очередности хода, которая проста до невозможности: по три маркера каждого игрока в стаканчике, чей вытянули, тот и ходит. В результате это привело сначала к двум подряд ходам Ильи, потом к трем подряд моим ходам. Имхо, в игре, претендующей на реальность и историчность, не должно быть таких проколов. Я бы порекомендовал эту игру только очень большим фанатам гражданской войны в Америке. Если у нас день ушел на маленькую битву дивизия против дивизии, то большое сражение ACW займет несколько выходных. Разве только ПБЕМ спасет. В общем, игра подробная, реалистичная (не считая упомянутой системы активации), но не живая, не динамичная. Сейчас, при наличии других, более динамичных игр, в такие "штабные игры" играть тяжело. Так что поиск лучшей тактики на ACW продолжается! 

 Комментарий Илья Литсиоса:
Да, манёвренности в игре было явно маловато. Серьёзно подкашивает стремительные атаки правило, по которому обороняющаяся часть, атакованная в штыки, может преспокойно отойти на один гекс назад без всяких негативных для себя последствий, если она нерасстроена. Что это отражает, я так и не понял. Конечно, совершенно плохо работала система с маркерами активации - так как их было мало - по три у французов и мексиканцев, и каждый активировал всю армию одной из сторон, то, как написал Максим, в конце игры сначала я пошёл два раза подряд, а потом он три раза всеми своими силами (и теоретически мог бы сходить ещё пару раз, если б мы не кончили игру). В результате, я около двух часов не двигал вообще ни одной фишки на карте. Вообще в этом сценарии задача перед французами стоит непростая - они должны штурмом взять укреплённую мексиканскую позицию, хотя генералы у них хуже, а солдат меньше чем у врага. Да к тому же и войска противников примерно одинакового качества, кроме нескольких батальонов мексиканской милиции.
Мой комментарий к комментарию: 

Ну, если смотреть с мексиканской стороны, то войска примерно равны. Половина армии мексиканцев - слабые войска: или милиция, которая почти автоматически проваливает моральный тест и практически не может восстановиться, или немноголюдные отряды (2 очка силы против 4-6 очков у отрядов наступающих французов). Хотя конечно атаковать форт на холме с траншеями очень непросто. 

Несколько фоток с прошедшего мероприятия. Итак, место дейстивя Пуэбла, Мексика. Время действия 5 мая 1862 года. В то время как на севере грохотали пушки американской гражданской войны (как раз в это время северяне захватили Новый Орлеан, а чуть позже Ли показал свой талант в Семидневной битве), в мексике тоже шли свои разборки. Французский император Наполеон III вздумал сделать из Мексики империю в противовес США (какой дальновидный политик). Однако мексиканским республиканцам это почему-то не понравилось, дело дошло до настоящей войны. На пути французов к Мехико лежал городок Пуэбла с укреплениями. Его падение означало открытый путь к столице и падение мексиканской республики. Начало игры: 

Битва при Пуэбле, расстановка. Красные - французы, зелёные - мексиканцы.

С севера наступают французы, левый фланг мексиканцев укрепился на холме (там два форта, соединенных траншеями). В пригороде разместилась бригада милиции (фишки с черной полоской). 

"Жёлтая" бригада
 

Правый фланг мексиканцев: пикинеры (в 19-м веке!) Альвареса и светло-желтая бригада Порфирио Диаса, будущего восьмикратного президента Мексиканской республики. Впереди у него еще много всего, в том числе две революции, а сейчас он молодой агрессивный и решительный комбриг (его качество "А" и рейтинг +1 позволяют ему гораздо легче менять приказ на Атаку). 

В пригороде Пуэблы в качестве резерва - "чёрная" бригада милиции
 

В пригороде в резерве та самая милиция. Обратите внимание на параметры в желтом квадратике, это или меньшее число надо выбросить на кубике d10, чтобы пройти тест на мораль. Неудивительно, что при первых сделанных по ним выстрелах эти отряды расстраиваются, а потом начинают потихоньку разбегаться. В центре позиции - генерал Сарагосса. Своим параметром +1 позволял мексиканцам чаще выигрывать инициативу (то есть активизировать свою армию первыми). Первым же делом Илья перемещает французов вправо, аккурат напротив укрепленного холма. 

Разрозненные толпы
Илья берёт командование в свои руки...
...и вот стройные ряды французской пехоты готовы к бою!
 
Вот что значит боевой опыт! Пара активаций и французы выстраивают правильную диспозициюв соответствии со всеми законами военной тактики. В центре позиции батарея из шести... чему там фишка равняется? Ну в общем из шести фишек орудий. "Они разворачивают пушку! Зачем?"(с) Действительно красиво получилось у французов. Мексиканцам тоже понравилось и даже захотелось построить какую-то свою линию. Кроме того, до меня начало доходить что на левом фланге я по силе войск уступаю французам. Я решил не перекидывать туда хорошую бригаду, а отправил ополчение из резерва. А все сильные бригады оставил справа и решил пойти в наступление, чтобы не дать французам развить успех слева, если таковой наметится. 

Наступление французов на холм
Французы обходят с фланга!
 
После нескольких активаций мне удалось построить справа что-то похожее на двойную линию, а французы тем временем уже вступили на склоны холма. Ситуация для них осложнялась тем, что приказ Advance не позволяет подходить к противнику вплотную, а приказ Атака ополовинивает очки движения. За один ход взобраться на холм у них никак не получалось, да и со сменой приказа не везло, так что я успел пострелять по противнику, в том числе и из пушек, и расстроить несколько отрядов. 

Французы взобрались на холм и захватили форт!
 

Важный момент: французы зыхватывают первый форт! Тут вообще творились интересные вещи. Мексиканская пушка выстрелила в упор, не нанесла атакующим никакого урона, более того, сама расстроилась, после чего штурм оказался удачным для французов. Мексиканцы вообще в этой игре отличались тем, что больший беспорядок в их рядах создавала их собственная срельба. Пушки расстраивались раз шесть, пехотные отряды и не сосчитать. 
 
На правом фланге я тем временем пытался отдать бригадам приказ "Атака". 
Конница рвётся в бой, а пехота нет.


Вместо этого мексиканцы топтались на месте, делая вид, что не понимают. Да и было отчего переминаться: справа от них кавалеристы полезли в одиночку на фланг линии французов и за пару активаций были почти полностью уничтожены (решительной ретираде конников помешали какие-то там доп правила о невозможности отступать в фронтальный гекс вражеского юнита). 

Неудачная атака конницы мексиканцев.

Ситуация на середину второго хода.
 
После этого у французов были две активации подряд, но прорвать линию или достичь решительных успехов на холме им не удалось. После этого наступили три мои активации, я отбил назад форт, на правом фланге вошел в соприкосновение с французами, провел несколько атак (с непонятным результатом) и выстрелил всеми отрядами одной из бригад в упор, что привело в расстроенное состояние не противника, а саму бригаду (!). В общем, тактически ничья, стратегически победа мексиканцев, в 6 часов вечера мы решили завершить сражение.

Выводы

Что можно сказать по результатам. Система качественная и до сих пор имеет своих поклонников, не зря игры по ней продолжают выходить. Но мне она представляется устаревшей, застрявшей в дизайнерских представлениях прошлого века, как например и ASL. Современные дизайнеры варгеймов давно уже придумали и освоили новые механики, позволяющие воспроизводить сражения более динамично, более живо и интересно. Поэтому если вы очень сильно увлечены темой ACW и готовы просиживать несколько дней за воспроизведением одного сражения то для вас есть GBACW, если же вы хотите сыграть сражение за вечер, а за выходной сразу несколько сражений, то для вас есть такие современные серии игр, как Blind Swords от Revolution Games, Battle Hymn от Compass Games или Clash of Giants: Civil War от GMT Games. В разнообразии наша сила!

Комментариев нет:

Отправить комментарий