В эту субботу, 19-го ноября сыграли в Fighting Formations. Начать решили с тренировочного, нулевого сценария: войск немного, карта небольшая, как раз подходит для того, чтобы освоить правила. Вкратце расскажу, о чём игра.
Это тактический варгейм, фишка - отделение или взвод. Игровой ход - пять минут реального времени.
Вначале мы бросили кубики, договорившись по традиции, что «кто бросит больше, тот агрессор». Илья бросил единицу, я, представьте, тоже. После этого Илья бросил «6», и тут я сравняться с ним не смог, мой результат был «4». Поэтому он стал немецким командиром, а я советским. Кстати, сели мы довольно забавно, я сидел со стороны немецких войск, а Илья - советских. Дело в том, что карту мы положили наоборот, а вспомогательные таблицы правильно. Но поскольку лишний раз поднимать тяжёлое стекло, под которым всё это лежало, желания не было, решили оставить всё как есть, тем более что карта маленькая, и до своих войск мы вполне дотягивались.
Начинаем играть!
Расклад был такой: с севера и запада наступают русские, с юга и юго-востока – немцы. Цель – захватить ключевые области, которых на карте 8. Изначально 3 контролируют русские, но две области немцев находятся в центре карты, на нейтральной территории, и добраться до них легче русским. Что я и постарался сделать. В первую активацию я выбрал приказ Assault, позволяющий отрядам двигаться в половину движения и стрелять. Пехотой я подошёл как можно ближе к посёлку с ключевыми областями в центре карты, Два взвода танков отправил в атаку на взвод немецких самоходок, наступавших с юга, а третьим танковым взводом выкатился на окраину деревни со стороны немцев, чтобы задержать их наступление.Атакуя самоходки на юге, я сделал ошибку. Дело в том, что одним из своих танковых взводов я уже сразу мог стрелять по ним, а вместо этого я сначала стал двигаться другими танками, которые попали под немецкий ответный огонь. Зато самоходки после своего выстрела не могли больше вести ответный огонь, и не потому, что уже вели, а потому что выбросили на кубике значение меньше их параметра скорости огня.
Это, кстати, очень интересная находка. Активированный отряд может атаковать только один раз за активацию, а вот неактивный отряд противника может вести по вам огонь каждый раз, когда вы тратите очки движения. Таким образом, грамотно поставленный пулемёт может сдержать наступление нескольких отрядов, если, конечно, ему повезёт не выбрасывать слишком маленькие числа на кубиках.
Итак, немецкие самоходки оказались «утихшими» (на них положен маркер “Spent”), и мой второй танковый взвод сумел въехать в их гекс с намерением в следующие активации провести ближний бой.
Бой продолжается!
На левом фланге, где мои танки атаковали в ближнем бою взвод самоходок, всё складывалось вроде неплохо. Хотя возможно, я и поторопился с ближним боем, поскольку я потерял возможность атаковать те же самоходки вторыми своими танками. Вернее, не потерял, возможность-то была, но стреляя в гекс со своими и вражескими танками, я мог повредить и свои. Здесь произошла ещё одна ошибка, я испугался ехать вторым взводом на самоходки, боясь, что они повредят меня ответным огнем. На самом деле я мог этого не бояться, так как части, втянутые в ближний бой, не могут вести огонь в другие гексы. Так что я мог подъехать ими совершенно безболезненно и далее или тоже вступить в ближний бой или, выведя свои войска из гекса, атаковать немцев вплотную, получая за это неплохой бонус. Увы, вместо этого мои танки остались стоять вдалеке, да так неудачно, что каждую активацию обстреливались вторым отрядом немецких самоходок с правого фланга. Впрочем, мне везло, большая часть выстрелов шла «в молоко». Однако ближе к концу игры, когда я решился-таки двинуть этот танковый взвод, я очень неудачно подставил его кормой к немцам, в результате все танки были сильно повреждены (и обездвижены, и обезоружены) и шансов на их починку на поле боя практически не было. Меж тем дела мои в ближнем бою с самоходками тоже шли не так хорошо. Я нанёс два хита вражескому взводу, но на его месте появилось два отделения, которые стали стрелять в два раза чаще.Вот это тоже одна из особенностей игры, взвод, не разделённый на отделения, легче активизируется, несёт меньшие потери, но и нанести потерь тоже может меньше. Получается так, что, нанося потери сильному противнику, вы вместо одного отряда делаете на его месте два, тоже не слабые. Сперва это несколько удивляет и смущает. Вы вроде бы уничтожили отряд, а вместо него тут же появляются два, стреляющие чуть хуже, но зато имеющие шансы нанести больше хитов. Хотя, возможно, такое впечатление появилось оттого, что мы забыли поначалу оставлять маркер потерь на одном из отделений, появляющихся после уничтожения взвода. Если б использовали, то может, и не было бы ощущения, что ты воюешь с головой гидры. Зато такая система позволяет обеспечить взводу фактически 5 очков здоровья без использования маркеров-счётчиков хитов.
Левый фланг. Прорыв в тыл
Возвращаемся к событиям на левом фланге. Мой второй танковый взвод был обездвижен, как вы помните, и больше никакой роли не играл. Первый же в ходе длительного ближнего боя был уничтожен немецкими самоходками, от которых, впрочем, тоже осталось лишь одно целое отделение. Поскольку ключевые области в центре я захватил, Илья двинул это отделение мне в тыл, но оказалось, что по правилам, танки не могут входить в лес и здания, и поэтому не могут захватить расположенные там ключевые области. Нужна пехота. Кстати, есть возможность вытащить из танков экипаж, он конечно очень слабый в боевом отношении, да и танки при этом теряются навсегда. Во всяком случае, Илья не воспользовался этой возможностью. Он отправил вперёд пулемётный расчёт, но оставил этим без прикрытия одну из своих ключевых областей. Бравые «русс иваны» тут же пробрались туда, несмотря на отчаянный огонь понявших свою оплошность пулемётчиков.Больше на этом фланге никакой активности не было, самоходки оказались бесполезны, а пулемётчиков держала под прицелом русская пехота, засевшая в домах.
Правый фланг. Танки против самоходок
Теперь о том, что творилось на правом фланге. Моя пехота заняла дома в ключевых областях, выкатившийся навстречу немцам танковый взвод получил хит (к счастью, безвредный) и отошёл за дома. Между русской пехотой в домах, и немцами, расположившимися в лесу, шла ленивая перестрелка. Активность проявлял только второй немецкий взвод самоходок, стрелявший через пол-карты по моим танкам на левом фланге. Наконец, Штугам удалось их почти уничтожить. После этого я ожидал немецкой атаки на центр и решил подправить расположение своих войск.Тут мне повезло: когда я выполнял приказ «Движение», Штуги открыли ответный огонь, но очень неудачно, и стали «утихшими». Стоявший за домами мой танковый взвод тут же воспользовался этим и, совершив фланговый обход, выехал прямо в тыл самоходкам. Первым же выстрелом я нанёс хит, но оказалось, что уничтожить самоходки не так просто. Они развернулись и расстреляли мои танки. Атака у самоходок на 7-8 очков мощнее, чем у танков, поэтому через пару активаций все мои танки были уничтожены, но и я уничтожил два из трёх отделений самоходок. После того, как танковая опасность была устранена, немцы начали наступление. Выходя из леса, немецкая пехота попадала под огонь моих стрелков, несколько раз я прижимал немцев к земле, и несколько раз им удавалось вновь подниматься. Тут, кстати, мы обнаружили, что вместо пулемётного отделения у меня по сценарию должен быть целый взвод, который стреляет в полтора раза лучше. Кстати, заметил это Илья, что весьма благородно с его стороны. После того, как заработали все мои пулемёты, мне удалось уничтожить одно вражеское отделение. Зато немцы уничтожили весь мой взвод, засевший в ближайших к ним домах и нанёс хит одному взводу в отдалении (шальные пули, шансов попадания почти не было, но я выбросил две единицы). Борьба за дома обещала быть жаркой, но тут закончился 4-й ход игры, после которого надо делать проверку на внезапное завершение игры. В этом сценарии для продолжения надо было выбросить больше «16» на 2d10. Я выбросил «14», и игра завершилась. Русским удалось удержать деревню и не дать пройти немецким захватчикам!
Ощущения и размышления
Что можно сказать по итогам. Игра очень понравилась. Читая правила, я боялся, что она будет слишком похожа на Conflict of Heroes, но она оказалась совсем другая и гораздо интереснее, на мой взгляд. Новые механики, смелые дизайнерские решения. Смотрите сами:- стрельба. Вместо модификаторов к броску здесь используются кубики с различным числом граней. Обычная стрельба – это 2d10, стреляешь в плотную – получи бонус, бросай 2d12, стреляешь на дальней дистанции – наоборот, штраф – 2d8. Всего есть 5 типов кубиков, от d6 до d20.
- ответный огонь. Я уже писал, ответный огонь ведется чаще, чем огонь активных отрядов, и его длительность зависит от результата стрельбы.
- активация. Каждый тип приказа имеет свою стоимость. Скажем, простая стрельба в три раза дешевле, чем Assault (стрельба в движении). Причём, стоимость разных приказов для русских и немцев разная, и в течение хода стоимость может возрастать.
- очерёдность. Зависит от дорожки инициативы, если маркер инициативы (такая маленькая деревянная фишечка) на вашей стороне, то ход - ваш. Очками инициативы оплачиваются приказы, поэтому вы можете влиять на очередность. Выбирая дорогой приказ, вы почти всегда передаёте инициативу противнику. Если же вы используете простые дешёвые приказы, вы можете обеспечить себе две, а то и три активации подряд.
- командование. Вроде бы, сделано абстрактно – маркерами, но тоже необычно. Сначала с их помощью вы можете активировать отряды бесплатно, на следующий ход, уже придётся платить, на третий ход они убираются из игры и весь ход недоступны для использования, а на четвёртый их снова можно использовать.
Это только часть идей, есть множество других: Снайпер, Артобстрел, Авиация, Карта Судьбы, спецспособности различных отрядов. Всего не перечислить. И все они не торчат отдельно, а взаимодействуют, влияют друг на друга. Задействуя одно правило, ты пытаешься влиять на другое, при этом измениться может третье.
Кстати, Павлу показалось, что мы слишком часто бросали кубики. В целом любая атака выглядит так: один игрок бросает 2 куба на атаку, затем второй – на защиту. Итого на каждую атаку 4 кубика. Может показаться, что это много, но мне кажется, что вполне нормально. Гораздо важнее то, что кубики бросаются только при атаке (или восстановлении, что бывает довольно редко). Ни на скорость передвижения, ни на выбор приказа, ни на инициативу кубики не влияют. В игре есть возможность планирования, и оно не может быть нарушено одним неудачным броском. Я надеюсь в ближайшее время сыграть с Павлом, и возможно его ощущения от бросков кубиков изменятся.
В общем, отлично проведённый выходной, отличная игра, в которую хочется играть и десять сценариев впереди!
Классно!
ОтветитьУдалитьПока пробежал мельком и прочел выводы.
Подробнее буду читать несколько позже.
Очень заинтересовал. Нужно попробовать.
ОтветитьУдалитьЕсли что - вы про меня вспомните пожалуйста :)
Привет, Слава! А мы тебя не забываем :) Вот вчера как раз заспорили на форуме про Lost Battles, и твоего авторитетного мнения очень не хватает. Там камрад Strateg высказал сомнение в историчности некоторых модификаторов. Я ответил, как я их для себя объясняю, но ты, как владелец игры и книги Сабина, мог бы выступить гораздо более аргументированно. (вот ссылка http://boardwars.forum24.ru/?1-15-0-00000145-000-0-0#011)
ОтветитьУдалитьFF я собирался в эту субботу сыграть, но Павел скорее всего не сможет, так что, скорее всего, придётся отложить на следующий раз.
Вот и у меня дошли руки до освоения этой игры. Сыграв первый сценарий в солорежиме решил освежить в голове этот отчет с целью понять - все ли правила я трактовал верно.
ОтветитьУдалитьПервое, что бросилось в глаза в отчете это как-то подозрительно быстро тридцатьчетверки оказались в рукопашной с штугами.
Второе - никак не отражено в отчете маркеры командования (кроме выводов), которые добавляют изрядную долю сложности и превращают маневрирование русскими танками, в отрыве от командования, в муки выбора - удачно ударить в тыл или фланг и подарить противнику еще один ход (тридцатьчетверки активируются за 4 инициативы). В своем тестовом бою в вел эшелонами атаку. То есть в каждый ход выкладывал по одному маркеру. И как результат бой велся в основном за центральную деревню.
В моем случае бой сложился чуть иначе. Запросив дивизионную поддержку, русские набрали 3 карты (10 инициативы) среди которых попалась реактивная артиллерия. Немцы бодро заняли деревню "ничего не подозревая", были нещадно и впустую обстреляны. Сами же они хорошо потрепали передовые части русских, но все было достаточно вяло.
В свою очередь русские идеально совершив бросок на аккуратность - накрывают всю немецкую группировку. Результат - штуги в панике не стреляют, три взвода гренадеров и пулеметчиков в разной степени получают раны - брокен, близкие к смерти, шейкен... Тут же (имея перевес в инициативе) русские маршем движутся вперед. Встречать огнем почти некому - танки заезжают в тыл штугам, пехота вползает в деревню и берет одну точку.
Вялая пальба ошарашенных немцев не в счет. Эффективно только второй взвод штуг стрелял - раскидав взвод и заимобилайзив танки в колонне в стартовой деревне. Куда хуже стало для русских то, что все воинство расползлось сильно и теперь бесплатно шли в атаку только центральные части.
Дальше пошли рукопашные - русские пытались взять штурмом лес, а немецкие пионеры захватить командный маркер русских. После кровопролитных рукопашных боев на передовой не осталось взводов - в разной степени повреждения, отделения с обеих сторон зализывали раны (ралли).
Но как ни крути, а все таки русские смогли выдавить немцев из деревни ценой больших потерь в живой силе. На том и порешил закончить. :) Игра отличная! Жду завтрашнего дня - с Дядей Лешей договорились о партии.
Вот, сразу не ответил, теперь придётся вспоминать незафиксированные в отчёте особенности нашей игры. :)
ОтветитьУдалитьОтносительно быстрого продвижения Т-34: насколько помню, часть советских танков может дойти до "штуг" за один импульс, если они не будут остановлены стрельбой противника.
А с маркерами командования мне в игре повезло - чуть ли не все три карты, взятые из колоды оказались картами Command&Control, то есть позволяли восстановить свои маркеры командования или убрать вражеские. Так что меня проблема командования беспокоила гораздо меньше, чем например Илью, который действительно терзался вопросами, кого активировать в этот импульс - самоходки на левом фланге, чтобы разбить подставившие им свои борта тридцатьчетвёрки (а стрелял Илья ими очень неудачно, в том числе и потому что мы забыли переворачивать фишки на активированную сторону), или самоходка на левом фланге, где они уже вступили в ближний бой с русскими танками.
Жаль, мне пока не удаётся снова сыграть в эту игру. Впрочем, у Ильи появился уже свой экземпляр (игра ему тоже очень понравилась), и я надеюсь, что нас скоро ждут новые отчёты, даже если действующим лицом в них выступлю не я.